В первом параграфе нашей работы мы попытаемся рассмотреть сущность понятия «школьная готовность», ее основные составляющие.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Меняется образ жизни ребёнка, условия его деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. Переход ребёнка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением ‹‹социальной ситуации развития››, и с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал ‹‹ кризисом семи лет ››. Результатом подготовки является готовность к школе. Эти два термина связаны между собой причинно – следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.
По мнению отечественных и зарубежных учёных, готовность ребёнка к школьному обучению
должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включая в себя физическую, личностную и интеллектуальную готовность.
Физическая готовность
– это состояние здоровья, определённый уровень морфо – функциональной зрелости организма ребёнка, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.
Личностная готовность
– это определённый уровень произвольности поведения, сформированность навыков общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, умение слушать и слышать другого, согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, работать в группе. Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребёнок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Как уже отмечалось, эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребёнка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника, которая является важнейшей составляющей личностной готовности к школе.
Первоначально эта позиция далеко не всегда связана с полноценным желанием ребёнка учиться, получать знания. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки и пр., желание получать отметки. И лишь позднее может появиться желание учиться, узнавать в школе что-то новое.
Выделить не формальные, а содержательные аспекты школьной жизни ребёнку помогает учитель. Однако для того, чтобы учитель мог выполнять эту функцию, ребёнок должен быть готов вступить с учителем в отношения нового типа. Эта форма отношений ребёнка со взрослыми получила название внеситуативно - личностного общения.
Ребёнок, владеющий этой формой общения, воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет, образец для подражания. Его требования выполняются точно и беспрекословно, на его замечания не обижаются, напротив, к критическим словам взрослого относятся с повышенным вниманием, на указанные ошибки реагируют по-деловому, стараются как можно быстрее их исправить, внеся в работу необходимые изменения.
При током отношении к учителю дети способны вести себя на уроке в соответствии со школьными требованиями: не отвлекаться, не затевать с учителем разговоры посторонние темы, не выплёскивать свои эмоциональные переживания и т.д.
Не менее важной стороной личностной готовности является способность ребёнка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Умение успешно взаимодействовать со сверстниками, выполнять совместные учебные действия имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности, которая по сути своей является коллективной.
Педагогические заметки:
Диагностика уровня сформированности речевых умений на уроках
Выполняя анализ теоретических источников, мы проверили их в ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе эксперимента. Нами был проведен констатирующий эксперимент в средней общеобразовательной школы №3 в 6 «Б» классе г. Ростова-на-дону. Количество учащихся в группе английского язык ...
Роль театрального искусства в формировании эстетической культуры личности
Современная жизнь выдвинула по отношению к человеку комплекс требований, внутри которого одно из важнейших мест принадлежит эстетической грамотности. Эстетически осваиваемый человеком мир состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: эстетическое в объективной действительности; субъектив ...
Образование как открытая общественно-государственная система
Любое общество вне зависимости от воспитания наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития должно реализовывать и функцию воспитания своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования. Основным типом инс ...