Психолого-педагогические развития мыслительныхопераций у детей 6–7 лет

Страница 1

На основе анализа научной литературы мы выделим ряд психолого-педагогических условий для развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения.

Первым условием развития мыслительных операций у детей 6–7 лет является организация образовательного процесса в ДОУ на основе сочетания различных моделей (учебно-классическая, комплексно-тематическая, предметно-средовая) и его блочного построения.

А.З. Зак предлагает использовать сборную модель или блочное построение образовательного процесса.

1 блок – специально организованные занятия. Основные задачи: освоение форм знакового мышления, произвольности психологических процессов.

2 блок – совместная деятельность воспитателя и детей. Решаются задачи: развитие культуры чувств, воли, способности к планированию своей деятельности, знакомства с окружающим миром. Используются разные виды игр, продуктивная деятельность, приобщение к разным видам искусств, праздники, развлечения, конкурсы.

3 блок – самостоятельная деятельность детей. Создание условий для развития творческих способностей, самовыражения.

Стержнем образовательного процесса является его содержание, которое определяется образовательным стандартом и реализуется через образовательную программу. Содержание самый динамичный компонент образовательного процесса.

Таким образом, в образовательном процессе детского учреждения вопросы воспитания, развития, обучения решаются в комплексе созданных педагогических условий.

Вторым важным психолого-педагогическим условием, по мнению Л.В. Занкова является организация деятельности детей в игровой форме.

Отечественные психологи (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев) относят игру к интрогенному поведению, обусловленному внутренними причинами: потребностями, интересами, мотивациями, склонностями, запросами. Потребности в игре зависят от творческих возможностей, а творчество связано с уровнем мышления, памяти, речи, воображения.

И.М. Лущихина считает, что игра детей дошкольного возраста – это школа мышления и суждения. Играть значит то же, что и экспериментировать. Всякая новая игра – это открытие непознанного, это радость победы и удовлетворения. Авторы предлагают для решения задач развития операций мышления предлагаем использовать дидактические игры.

Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей и развитие их познавательных способностей.

Дидактическая игра осуществляет задачи обучения средствами активной и интересной для детей деятельности, так как основа дидактической игры – органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний.

За последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером, Е.И. Радиной, А.И. Сорокиной, А.П. Усовой и другими. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры.

Третьим психолого-педагогическим условием является процесс формирования мыслительных операций детей в ходе специально организованного обучения, носящего развивающий характер.

Как отмечают Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов, обучение – процесс взаимодействия педагога с детьми, направленный на усвоение познавательной информации различного уровня, формирование умственных сил и способностей, выработку положительного отношения к процессу познания.

По мнению И.С. Якиманской, цель дошкольного обучения – амплификация детского развития, то есть его обогащение, максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив.

Обучение должно носить развивающий характер, то есть способствовать развитию психологических процессов самой личности ребёнка. Ребёнок рассматривается как субъект обучения, имеющий определённый уровень личного опыта, желания, интереса, потребности.

Четвёртое условие, обеспечивающие формирование мыслительных операций старших дошкольников с нарушением зрения в процессе их обучения в детском саду является отбор его содержания. Н.Н. Поддъяков считает, что при отборе обучения педагоги должны создавать условия, при которых всегда присутствовали для ребёнка ясные и неясные знания, как стимул для саморазвития.

Пятым условием выступает активизация мыслительной деятельности детей с помощью специальных учебных задач и приёмов обучения. Как педагоги, так и дети должны проявлять способности ставить эти задачи и связывать со способами обучения.

Немаловажным фактом активизации формирования мыслительных операций является постановка перед детьми посильных познавательных задач, для решения которых ребёнку необходимо уметь отбирать из своего умственного багажа нужные знания. Без опоры на знания не может быть и решения задачи, а, следовательно, не будет и формирования мыслительных операций.

А.А. Люблинская в своих работах указывает, что без знаний не может быть мышления потому, что мышление есть оперирование знаниями, использование их для решения новых задач. Мыслительный процесс возникает только тогда, когда поставленная задача требует от ребёнка перегруппировки имеющихся знаний, их использование в конкретном случае. Там, где нет «ломания головы», где нет усилия, известного напряжения, называемого поисками решения, там нет и мышления.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Система работы по развитию мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения
Мыслительные операции детей 6–7 лет с нарушениями зрения подчиняется в своем развитии тем же закономерностям, как и мышление нормальновидящих. И хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышле ...

Формирование оценочной шкалы тестового контроля
Шкала—средство фиксации результатов измерения свойств объектов путем упорядочения их в определенную систему чисел, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах. В процессе упорядочения каждому элементу совокупности наблюдаемых эмпирических данных — результату ...

Особенности осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Проанализировав понятие "самореализация учащихся", перейдем к анализу различных подходов к рассмотрению особенностей механизма осуществления учащимися самореализации в какой-либо деятельности. Начнем изучение процесса внутреннего движения личности к самореализации с рассмотрения теоретиче ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru