Компьютер также позволяет использовать задачи на рефлексию учащимися своей деятельности. Например, изучая треугольник, ученик может описать этапы построения, его анализ, ход рассуждения и обсудить все это с компьютером.
Следует отметить, что только при использовании компьютера можно на любом этапе урока предъявить задачу на понимание, что помогает выяснить, насколько понятен учащимся смысл излагаемого геометрического материала или насколько доступна сама форма его изложения.
Психологические проблемы построения диалога «учащийся – компьютер» весьма разнообразны. К ним относятся:
Ø Общепсихологические принципы построения диалога «учащийся –компьютер»;
Ø Организация процесса общения;
Ø Лингвистические аспекты (выбор языка общения, построения текста общения, его форма, размер и т.д.);
Ø Содержательные аспекты общения.
Диалог учащегося с компьютером при обучении геометрическому материалу должен удовлетворять основным психологическим принципам, которые предъявляются к общению, с учетом того факта, что один из партнеров – разработчик обучающей программы по геометрии – общается не непосредственно, а через компьютер, причем, составляя программу диалога, он не может не учитывать ограничения в реализации диалога, обусловленных техническими особенностями компьютера. Взаимодействие учащегося с компьютером должно по возможности напоминать человеческое общение и не должно вызывать у учащихся состояния напряженности.
Следует также иметь в виду, что компьютером моделируется не просто общение, а педагогическое общение, при котором, как подчеркивал А.А. Леонтьев, должны создавать наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, должен обеспечиваться благоприятный климат обучения.
Широкое внедрение в учебный процесс современных компьютерных технологий позволяет расширить арсенал методологических приемов, что повышает эффективность педагогического труда, стимулирует познавательную деятельность учащихся, особенно при самостоятельной работе. Появляется возможность создания зрелищных компьютерных средств обучения с элементами графики, звука, видео, мультимедиа, гипертекста. Одним из таких средств обучения является электронное учебное пособие - программное средство, предназначенное для представления новой информации при индивидуальном обучении, а также для тестирования знаний и умений обучаемого.
Математика в своем изложении должна обязательно сопровождаться графиками, диаграммами, вычислительными формулами и другими наглядными средствами. Поэтому математика является тем курсом, который позволяет в полной мере воспользоваться преимуществом электронного оформления.
Электронное учебное пособие позволит быстро находить необходимую информацию, обеспечивать обратную связь, проводить динамическое графическое сопровождение, моделировать результаты изменения параметров.
Педагогические заметки:
Методический инструментарий по формированию коммуникативных навыков
С началом нового века в мировой теории и практике обучения иностранным языкам появились многочисленные методы, направленные на формирование коммуникативных навыков. Вместе с изменением методов интенсивно развивалось само понятие метод обучения. В настоящее время это понятие не имеет строго однознач ...
Влияние театрально-художественной деятельности на развитие коммуникативных
качеств личности ребёнка дошкольника
С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколени ...
Психолого-педагогические развития мыслительныхопераций у детей 6–7 лет
На основе анализа научной литературы мы выделим ряд психолого-педагогических условий для развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения. Первым условием развития мыслительных операций у детей 6–7 лет является организация образовательного процесса в ДОУ на основе сочетания разли ...