Система работы по развитию мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения

Информация о педагогике » Психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения » Система работы по развитию мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения

Страница 2

– составление рассказа по сюжетной картинке.

На третьем этапе проводилась работа по формированию процессов обобщения и сравнения. Задания были следующие:

– Сравнивание предметов.

– Составление рассказов.

– Развитие навыков обобщения.

В ходе проведения экспериментальной работы мы систематически анализировали умение детей производить анализ и синтез, обобщение и сравнение и заключали об умении ребенка анализировать предметы, свойства по тому, какие качественные особенности мыслительной деятельности обнаруживались при этом.

Первый этап формирования операций анализа и синтеза на невербальном уровне.

При проведении занятия дети с интересом откликнулись на предложение поиграть. Детям предлагалось нарисовать геометрические фигуры по речевой инструкции (нарисовать квадрат, внутри квадрата круг, в кругу крестик). Они знакомы с геометрическими фигурами и легко их нарисовали. Но у некоторых обнаружились трудности в расположении фигур. Так, Иван не смог нарисовать внутри квадрата круг. Часть детей путали названия фигур и не смогли с первого раза заключить все фигуры в треугольник в игре-задании «нарисовать круг, выше и ниже нарисовать квадраты, заключить все в треугольник, затем все фигуры поместить в круг».

В задании «Лишняя фигура» дети легко находили «лишнюю». Но некоторые затруднялись в ответе при увеличении количества объектов и повышения их абстрактности (числа, буквы). В игре «Что больше?» дети располагали картинки по величине, начиная с самой маленькой ягоды и кончая самым большим фруктом. Так, Роман, выслушав инструкцию, не сразу понял ее. К выполнению задания смог приступить лишь после дополнительных разъяснений и ободряющих замечаний. Расположил ягоды и фрукты, отвечая на отдельные вопросы взрослого. Лидия также ошиблась в выполнении задания. Она неправильно расположила местами смородину и вишню. Анализ объектов с ее стороны был недостаточно полным, а деятельность – не организованной и импульсивной.

При появлении трудностей детям оказывалась помощь, использовался наглядный показ выполнения задания, затем происходило закрепление и повторение изученного.

И к концу первого этапа обнаружились первые позитивные изменения: ученики внимательно слушали задание, правильно располагали фигуры относительно друг друга, также были достижения в точном распознавании фигуры, ее формы.

Задания второго этапа были направлены на развитие мыслительных операций на вербальном уровне с использованием речевого материала.

При выполнении заданий второго этапа дети характеризовались неуверенностью, медлительностью. Многие из них, выслушав инструкции, не сразу понимали ее и выражали недоумение. Ученики могли приступить к выполнению заданию лишь после дополнительных разъяснений. Например, Александр, не смог правильно расположить матрешки по росту, чтобы получилось слово «окно». У него получилось «онко». Это говорит о бессистемности анализа, выражающаяся в беспорядочном рассмотрении изображения. Павел, при рассматривании изображения на картинке неправильно называл их. Это привело к тому, что он не смог составить слово из начальных букв предметов. Эти результаты подтолкнули нас к повторному выполнению заданий второго этапа. Задания были немного изменены. У детей формировали умение систематически, полно производить анализ и синтез, вырабатывали умение выделять в зрительно воспринимаемом предмете его части, свойства.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Календарно – тематический план по разделу "Обработка металла"
Урок 1. Основные свойства металлов и сплавов. Цели: дать учащимся общее представление о черных и цветных металлах и сплавах, об их механических и технологических свойствах, о сортовом металлическом прокате; воспитывать у учащихся навыки рационального использования материалов; способствовать развити ...

Норма времени на пошив изделий
Нормирование учебных работ производственного обучения формирует у учащихся ответственное отношение к выполняемой работе, вырабатывает дисциплину, так как устанавливаются определённые временные критерии на пошив изделий. В подготовительном периоде время выполнения, как правило, не нормируются, но на ...

Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru