Понятие самосознания старших дошкольников в современной психолого-педагогической литературе

Информация о педагогике » Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста » Понятие самосознания старших дошкольников в современной психолого-педагогической литературе

Страница 3

По утверждению Э.В. Ильенкова, чтобы ребенок стал личностью, надо поставить его с самого начала в такие взаимоотношения с другим человеком (со всеми другими людьми), внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью; именно всесторонне гармоничное развитие каждого человека и является главным условием рождения личности, умеющей самостоятельно определить пути своей жизни, свое место в ней. Как заметили А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский, важным фактором направленного воздействия на личность в процессе воспитания является апелляция к ее самооценке и самодвижению – составляющим ее «образа-Я», «Я-концепции» - системы представлений о себе, конструируемой индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающей единство и тождественность его личности.

Акимова М.К., Алехина Т.Н., Таратута Ж.В., Беляускайте Р.Ф., проводя психометрическую квалификацию различных проективных методик, оценивающих проекцию «образа-Я», представление детей о себе, отметили, что состояние уровня развития личности детей выражается в степени выраженности различных симптомокомплексов: самоконтроль, незащищенность, тревожность, агрессивность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения, депрессивность, демонстративность, инфантильность, общительность и самооценка. Степень проявления этих симптомокомплексов будет также использована нами в диагностике самосознания старших дошкольников.

Н.И.Непомнящая в своих исследованиях доказала, что направленное формирование «оптимальной системы базового уровня личности», которая и является конкретной формой воплощения сущности свойств и потребностей, легко осуществляется в старшем дошкольном возрасте, поскольку такое формирование соответствует истинным потребностям и возможностям ребенка, соответствует особенностям детства.

Таким образом, можем прийти к выводу, что старший дошкольный возраст, сензитивный для формирования оптимальной модели личности – оптимальной системы базового уровня психики, является начальным моментом в проявлении ребенком своей потребности в персонализации, т.е. потребности быть личностью. Объединяя в себе все многообразие психических явлений, личность, как системное качество возникает в тот момент, когда субъект становится носителем отношений социального характера.

От характера деятельностно-опосредованных взаимоотношений с окружающими, от характера опыта этих взаимоотношений, от требований референтной группы, в которую он интегрирован, от социальной ситуации развития, а главное, от воспитания зависит система внутренних ее отношений, характеризующих в свою очередь дальнейшие социальные взаимоотношения, адаптацию к социальной среде.

Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий с осознанием своих желаний. Отношение преддошкольника к миру предметов существенно меняется. По замечанию Д.Б.Эльконина это изменение определяется тем, что овладение общественно-выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности.

К концу дошкольного возраста формируется осознание своих желаний, планирование действий, осознание себя во времени, возникает личное сознание.

Задача формирования гармоничной личности в придании всем притязаниям правильного направления и в приглушении сопутствующих негативных образований в симптомокомплексах психических свойств.

У дошкольника в содержании представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общению со взрослыми и сверстниками.

Страницы: 1 2 3 

Педагогические заметки:

Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых
Упражнение 1 Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, ...

Организация и теоретические обоснования изучаемого эксперимента
Базой для обучающего эксперимента было ДОУ №85 г. Екатеринбурга Цель коррекционной работы – коррекция нарушений речевых и неречевых функций. По результатам констатирующего эксперимента дети были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В экспериментальную группу вошли дети, получивш ...

Профессиональная деятельность и личность педагога
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, созда­ние ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru