При этом в свете вышеизложенных теоретических аспектов в основу нашего эксперимента по формированию самосознания детей старшего дошкольного возраста нами были положены следующие принципы организациивзаимодействия с детьми на занятиях ритмопластикой: создание условий для свободного самовыражения детей средствами ритмической пластики, поощрение их спонтанности, фантазии, способствуя самораскрытию, катарсису и поощрение инициативного, самостоятельного обсуждения детьми достигаемых ощущений, состояний, осознание ими себя, своего тела. Именно эти условия организации взаимоотношений детей в группе на занятиях ритмопластикой наиболее полно обеспечивают решение следующих задач, постепенно решаемых системой этих занятий: работа с опорами, работа с границами, работа с межличностными отношениями, работа с самоконтролем, работа с агрессией, работа с образом «Я», общая работа с блоками и структурная интеграция.
Исходя из вышеперечисленных задач система занятий ритмопластикой нашего формирующего эксперимента была составлена нами на основе упражнений из работ исследователей ритмопластической терапии- Малкина-Пых(2001), Белый, Швед(2003), Горшкова(2001), Березкина-Орлова(2001), Грачева (2003), Диниц(2004), Лисицкая (1988,1994), Шванева (2000), Эндрюс (1996), Кэмпбел (1999), Норбеков, Хван (1999), Гиршон (2000).
Организуя занятия в ДОУ средствами ритмопластики актуализацию у старших дошкольников экспериментальной группы самораскрытие, проявление себя, своей фантазии, катарсиса и одновременно регулировали взаимоотношения детей в подгруппах для обеспечения комфортной психологической атмосферы осознания детьми себя, своих возможностей, способностей в самопроявлении. Также обеспечивался вербальный контакт с детьми и в течение всего занятия и, особенно, в конце, при подведении итогов полученных ощущений, состояний, то есть достигаемое ими осознание себя, возможностей своего тела. Также, уделением внимания поощрялось вкладываемое детьми старание.
Также сравнивая результаты диагностических бесед мы отметили, что в обеих группах количество детей с высоким и средним уровнем развития образа-Я не изменился по сравнению с начальным уровнем. Количество детей с самокритичным образом-Я ни в одной из групп не увеличилось. По результатам бесед у детей экспериментальной группы в целом уменьшилось частота встречаемости осознания желаний, предпочтений и осознания прошлых, будущих действий на низком и очень низком уровнях при том, что в контрольной группе частота встречаемости ответов низкого уровня самосознания практически не изменилась. Также эти показатели у детей контрольной группы на высоком уровне осознание желаний и предпочтений увеличилось на 3% и в 0,3 % случаев появилось осознание прошлых и будущих действий на очень высоком уровне. У экспериментальной группы увеличилась частота встречаемости на очень высоком уровне осознания желаний, предпочтений и прошлых и будущих действий и лишь осознание желаний, предпочтений высокого уровня развития уменьшилось на 4 %.
Результаты же сравнительного анализа изменение показателей самосознания по выраженности симптомокомплексов психических свойств показали в целом, при том, что изначально сформированность самосознания детей контрольной группы заметно превосходила показатели детей экспериментальной группы. В результате проведенного нами формирующего эксперимента уровень развития самосознания детей экспериментальной группы во многом по этим показателям достиг и приблизился к уровню развития детей контрольной группы. Отметим, что по сравнению с показателями детей контрольной группы по критериям тревожности, конфликтности, самосознание детей экспериментальной группы стало занимать лидерствующую позицию. Единственный случай снижения уровня самосознания нами был отмечен по критерию чувства неполноценности у детей контрольной группы.
Педагогические заметки:
Цели и задачи самостоятельной работы
Если фактографические данные усваиваются учащимися на основе простого воспроизведения, то овладеть методами познания можно лишь путем тренировки, отработки определенных действий и самостоятельность применения их во все новых ситуациях. Такую возможность дает только систематическая самостоятельная р ...
Роль театрального искусства в формировании эстетической культуры личности
Современная жизнь выдвинула по отношению к человеку комплекс требований, внутри которого одно из важнейших мест принадлежит эстетической грамотности. Эстетически осваиваемый человеком мир состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: эстетическое в объективной действительности; субъектив ...
Описания технологии опыта
Ведущей идеей моего педагогического опыта является развитие творческой, поисковой, исследовательской деятельности учащихся. Использую проблемное обучение, я учитываю готовность учащихся к восприятию проблемного материала, общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обуч ...