На посещение досуговых учреждений влияет материальное положение молодых людей. Согласно данным исследованиям, материально обеспеченные чаще, чем малообеспеченные молодые люди, занимают свое свободное время различными мероприятиями.
С ростом дохода увеличивается лишь число посещений различных мероприятий. Выбор той или иной досуговой формы не связан с метериальным обеспечением молодежи.
Различия в чтении художественной литературы и периодики высокодоходной и низкодоходной группах практически не значим. Это подтверждает наше предположение о том, что все группы молодежи не зависимо от материального положения имеют равный доступ к тем общечеловеческим ценностям, знаниям, опыту, которые передаются с помощью книг и других печатных изданий.
Среди молодых людей с высшим образованием посетителей всевозможных досуговых учреждений в полтора – два раза больше, чем среди молодых людей со средним и средним специальным образованием.
В нынешней ситуации часть молодежи посещает развлекательные учреждения, а другая нет. В частности, к группе «непосетителей» развлекательных учреждений относится 20-30- летняя молодежь преимущественно со средним или средним специальным образованием, имеющая невысокий доход.
Таким образом, «массовое искусство» открыто для приверженцев «высокого» искусства. В свою очередь, «высокое» искусство в сознании большинства молодежи – более закрытая и малодоступная сфера культуры. Данные исследования свидетельствуют об увеличении посещаемости мест проведения досуга с ростом дохода. Причем подобная закономерность свойственна представителям любой формы досуга как «высокого», так и «массового искусства».
Укажем еще одну разновидность содержательного досуга, связанного с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры. Это одна из наиболее устойчивых и масштабных разновидностей досуговой деятельности, способная выполнять множество рекреационных функций, притягивать к себе масштабные аудитории в разные исторические периоды у разных народов.
Остановимся на восприятии произведений искусства. Люди обращаются к искусству по-разному – с неодинаковыми целями, затрачивая разный объем времени. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлекают его в наибольшей степени. Одни группы аудитории искусства относятся к сторонникам получения художественных впечатлений от живого творческого процесса или от оригинальных произведений искусства в театре, филармонии, музее, выставочном зале. В этом ряду выделяются поклонники известных артистов, певцов, музыкантов-исполнителей.
Другие любители искусства реже взаимодействуют с авторами и исполнителями разных произведений, так как ограничиваются обращением к продукции культурной индустрии – музыкальным записям, кинофильмам. Они читают книги дома или в библиотеке, смотрят телевизор, слушают музыкальные записи.
В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации. Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в различных ситуациях практически в любое время суток.
Например, музыкальные записи можно слушать даже в городском транспорте. Однако в этом случае заметно снижен художественно-психологический эффект восприятия. Многие любители не считают данный факт препятствием для удовлетворения своих эстетических потребностей, хотя объективно его следует признать таковым, так как он сопровождается немалым числом социально-психологических, художественных и педагогических издержек в сравнении с восприятием «живого» искусства или художественных подлинников. Но наряду с издержками данный способ обращения к искусству позволяет любителям формировать личные коллекции – художественной и искусствоведческой литературы, копии картин и изопродукции, фильмотек, музыкальных звукозаписей.
Педагогические заметки:
Содержание и формы работы социального педагога по формированию самоконтроля
поведения гиперактивных подростков
Общение с гиперактивными подростками показывает, что у них не ладятся отношения со временем и пространством. Они суетливы, непоседливы, их движения непроизвольны. Все у них должно происходить быстро, они не знают покоя и раздумья, не могут сосредоточиться на задаче. Хотя они часто находятся в центр ...
Детское
творчество, его основная задача
Детское творчество присутствует в нашей действительности повсюду: на асфальте улиц, на заборах, на стенах домов; работы детей хранят в школах, семьях и музеях, их печатают в книжках и журналах. Многие люди, давно простившиеся со своим детством, сберегают их в своих личных архивах. Кто бывал на выст ...
Психофизиологические основы восприятия звуков
Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает что ил ...