Экономические и социальные изменения в 90-е годы затронули практически все сферы жизни российского общества в целом и каждую их его социальных страт. До конца 1980-х годов государство однозначно предопределяло не только идеологию, но и репертуар всех учреждений художественного воспитания, театров, концертных организаций, музеев, клубов, регулировало их деятельность. Подобные ограничения накладывались даже на сферы специфически массовой культуры (дискотеки, магнитные записи и т.д.).
Начиная с 80-х годов государство стало постепенно отказываться от регулирующей роли в сфере культуры. В результате потребитель освободился от навязываемых ему государством культурных стандартов и стереотипов. Значительная часть культурного производства начала работать на удовлетворение разнообразных запросов как конечного потребителя, так и отдельных групп, занятых внутри самого этого производства (“богемы”, “тусовки” и т.п.). Это сформировало конкурентоспособную отрасль производства, ориентированную на потребителя, с одной стороны, и не требующую поддержки государства – с другой. Продукты этой отрасли исследователи чаще всего относят к массовой культуре. В то время сохраняется другая часть культурного производства, нуждающаяся в систематической поддержке государства (музеи, театры, художественная самодеятельность и т.п.). За этой сферой культуры закрепилось название “высокой”.
В том же направлении трансформировалась и деятельность российских книгоиздательств. Согласно данным ВЦИОМ, книжный рынок второй половины 90-х годов на 75% состоял из беллетристики и учебной литературы, причем до 90% всего рынка художественной литературы составляли книги массовых жанров ( боевики, детективы, криминальные и любовные романы, фантастика и т.д.).
Таким образом, произошедшие за последние два десятилетия изменения в культурной сфере можно охарактеризовать как переход от советской директивной культуры к открытой и массовой. Другой процесс, идущий в сфере культуры за данный период, можно назвать технической или технологической модернизацией. Под этим следует понимать как расширение технических возможностей традиционных видов культурного производства (музеи, театры, кино), так и формирование принципиально новых средств массовой коммуникации (негосударственная сеть телевещания, кабельное телевидение, видео, Интернет). Средства массовой коммуникации (СМК), существуя в рыночных условиях, ориентируются на запросы значительной массы потребителей. Телевидение, видео и другие СМК сегодня занимают главенствующее место в повседневной культурной деятельности человека и не требуют посредников.
В качестве такого посредника ранее выступала культурная элита, которая производила и потребляла данный продукт, а через систему образования формировала массовый спрос на него. Государство спонсировало эту деятельность. Сегодня культурная элита (интеллигенция) утратила свое высокое место в социальной иерархии. Отчасти это проявляется в снижении интереса к театрам, музеям, чтению, музыке и потере данными институтами широких кругов заинтересованной и подготовленной публики.
XX век можно считать первым веком господства «массовой» культуры на всем пространстве европейской цивилизации. Процесс «массовизации» затронул различные досуговые сферы. Повседневные вкусы, ориентиры, досуговые занятия сблизились с обычным уровнем среднего потребителя. В своей деятельности средства массовых коммуникаций, книгоиздательства, различные виды искусства ориентируются на этот «проявившийся» тип потребителя, который в данных условиях открыто демонстрирует свою позицию, позицию среднего уровня.
Произошедшие культурные перемены не могли не сказаться на досуговой деятельности молодежи. Ее досуг характеризует теперь набор форм досуговой деятельности, отличный от предшествующих поколений. Расширение форм досуга связано с туризмом, путешествиями, возможностью поездок за границу, проявлением разнообразных программ (казино, экзотические театры), с новыми техническими средствами в области массовой коммуникации.
Помимо расширения форм досуговой деятельности, произошли изменения в направлении культурных ориентиров и потребностей молодежи. Социологи отмечают следующие тенденции: массовизацию вкусов и всего досуга молодежи; снижение интереса к высокому искусству; уменьшение роли чтения в структуре досуга молодежи; предпочтение тех форм проведения свободного времени, которые предполагают межличностное общение.
Педагогические заметки:
Изменения показателей физической подготовленности школьников 5-6 классов
Результаты тестирования юношей и девушек 5-6 классов, занимающихся физической культурой по разработанной (экспериментальная группа) и обычной (контрольная группа) программе приведены в 1, 2, 4 и 5 таблицах. Из представленных данных следует, что исходный уровень физической подготовленности примерно ...
Чтение как средство обучения
Особенности чтения как речевой деятельности делают его весьма эффективным средством обучения. Его положительная роль особенно ощутима в овладении языковым материалом: мнемическая деятельность, сопровождающая процесс чтения, обеспечивает запоминание языковых единиц, причем как изучаемых, так и но ...
Суждения
Так не бывает Пожалуй, неверно Может быть Наверное, да Уверен(а), что да Обычно, все важные решения я принимаю без посторонней помощи. Я легко завязываю разговор с незнакомым человеком. Я никогда по собственному желанию не берусь за выполнение поручений. При подготовке к урокам довольно часто я чит ...