Бум интереса молодежи к периодике в конце 80-х – начале 90-х годов также был связан с перестройкой образования. Новая трактовка фактов, новые дисциплины не были обеспечены учебниками и пособиями, поэтому выполнять учебные задания студентам и школьникам приходилось на основе статей в периодике.
Другим условием обращений к периодическим изданиям стало появление большого числа журналов и молодежных газет. Таких изданий сегодня множество, и именно они в наибольшей мере охватывают диапазон интересов молодежи: жизнь и проблемы сверстников, работа и образование, события в стране и мире, семья, любовь, современная музыка, телевидение, видеотехника, компьютер, мода, спорт и т.д.
По данным исследования, молодежь Самарской области проявляет высокий интерес к чтению газет и журналов. Так, девять из десяти опрошенных читают периодические издания как минимум до двух часов в неделю. Это выше показателя численности читателей художественной литературы – лишь семь из десяти респондентов находят время для чтения книг. Каждый четвертый из опрошенных не читает книги. По данным регулярных опросов, доля «нечитателей» книг остается на протяжении нескольких лет неизменной.
В данной работе предпринята попытка провести исследование читательской активности молодежи, то есть количество времени, которое уделяется чтению, другими словами, регулярности чтения.
Согласно данным исследования, с ростом уровня образования активность и регулярность чтения периодики постепенно увеличивается, общепризнанным фактом является то, что люди, имеющие высшее образование, читают гораздо интенсивнее, чем представители других образовательных групп.
Предпочтение той или иной формы досуга обусловлено социально – демократическими характеристиками респондентов.
Среди девушек численность посетителей драматического и оперного театров вдвое больше, чем среди юношей. По данным всероссийских социологических исследований, женщины в целом всегда выступали основными «потребителями» образцов «высокой» культуры. Подобное преобладание девушек в театральной публике объясняется типом образования: девушки чаще имеют гуманитарное образование.
Шоу, концерты и кинотеатры мужчины и женщины предпочитают в равной степени, а вот среди посетителей ночных клубов доля мужчин чуть выше.
Говоря о различиях в посещаемости развлекательных заведений группами разного возраста, нужно отметить равномерное снижение интереса к посещению любых развлекательных заведений с увеличением возраста.
Высокая посещаемость развлекательных заведений молодыми людьми в возрасте от 14 до 19 лет объясняется наличием у них большего количества свободного времени, незанятостью работой и отсутствием забот о семье.
Контингент посетителей ночных клубов – молодые люди от 17 до 24 лет, не имеющие своей семьи, преимущественно мужчины. Вероятно, столь высокий интерес к массовым зрелищам обусловлен, кроме всего прочего, тем, что молодежь данного возраста связывает посещение шоу, клубов и кинотеатров с поиском новых знакомств, расширением круга общения, вступлением в новые социальные и межличностные отношения.
Самой пассивной группой в отношении изучаемых нами видов досуга можно назвать молодежь от 24 до 35 лет. Показатели посещаемости ими досуговых мероприятий минимальны, по сравнению с показателями других возрастных групп. Учитывая то, что в данном возрасте большинство уже имеют свои семьи и детей, обусловливает меньшую посещаемость ими изучаемых досуговых учреждений. Рассмотрим посещаемость досуговых мероприятий молодыми людьми от 18 лет и старше в зависимости от их семейного положения.
Согласно полученным данным, молодые люди, имеющие семейные обязанности и детей, в среднем в полтора раза реже посещают развлекательные заведения, чем молодые люди, не связанные семейными узами и не имеющие детей.
Наличие детей и семейных обязанностей сужает возможности молодежи в участии в институциональных формах досуга. Можно предположить, что они предпочитают иные виды досуга, более «семейные» например, или в принципе обладают меньшим количеством свободного времени и больше заняты трудовой деятельностью.
Доля посетителей с высшим образованием различных досуговых учреждений в среднем в полтора раза больше доли людей со средним образованием и в два раза выше доли людей со средним специальным образованием.
Также можно отметить низкую посещаемость развлекательных учреждений молодыми людьми со средним специальным образованием. Вероятно, они предпочитают иные, не институциональные формы досуга, которые не изучались в исследованиях, либо больше заняты трудовой деятельностью.
Педагогические заметки:
Анкетирование как метод педагогической диагностики
Анкетирование относится к той группе методов, которая в социологии, педагогике и психологии носит название "опрос". Этот метод характеризуются одним ведущим признаком: с его помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых. В отличие от др ...
Особенности активизации мыслительной
деятельности учащихся старших классов на уроках математики
Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки. Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся. Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. ...
Организация и проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на
нравственное воспитание
С учетом полученных данных на констатирующем этапе эксперимента, а также анализ психолого-педагогической литературы по исследованию, было разработано содержание формирующего эксперимента. Цель формирующего эксперимента : -повысить уровень сформирванности у детей нравственных качеств. Задачи формиру ...