Планирование, как фактор эффективности современного учебного занятия, лежит в основе управления познавательной деятельностью, играет ведущую роль в достижении преподавателем поставленных целей обучения.
Педагогическая наука и практика доказали, что успех обучения определяется в значительной степени созданием системы учебных занятий.
Введение в практику педагогического процесса системного тематического планирования учебных занятий, на фоне уже применяемых активизирующих методов обучения, позволяет комплексно решать проблемы обучения, целенаправленно, систематически и планомерно координировать все сферы воздействия на учащихся, на их сознание, волю и чувства. Оно строится с учетом проблемности обучения, сочетания коллективного обучения с индивидуальным подходом, сочетания педагогического контроля с самоконтролем учащихся.
Суть планирования - заблаговременное, рациональное распределение материала каждой темы по занятиям и в определении для каждого занятия соответствующих его содержанию системы методов обучения и учебных средств.
Цель перспективно-тематического планирования:
1. Определить систему работы преподавателя и студентов, обеспечив ее целенаправленность и педагогически целесообразное и экономное использование учебного времени для решения важнейших учебно-воспитательных задач;
2. Разработать систему занятий с эффективной реализацией принципов дидактики;
3. Выстроить научно обоснованную систему методов теории развивающего обучения;
4. Разработать систему наглядных пособий, средств и форм организации познавательной деятельности студентов;
5. Наметить оптимальные пути реализации основных функций учебно-воспитательного процесса - обучающей, развивающей, воспитывающей.
Планирование предполагает включение в учебный процесс всех его основных звеньев: актуализация материала, сообщение нового материала, систематизация, закрепление и совершенствование знаний студентов, практическое применение усвоенного учебного материала, формирование у студентов умений и навыков, контроль за качеством знаний, умений и навыков.
Определение целей и задач обучения.
При перспективно-тематическом планировании следует исходить как из содержания программного материала, так и из педагогических задач его изучения, учитывая, что необходимо реализовать каждую функцию обучения.
Дидактическая цель очередного занятия определяется содержанием материала программы. Преподаватель указывает в плане на обучающую, развивающую и воспитывающую функции занятия (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках студентов; какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят студенты; какие качества личности будут формироваться). Этот раздел плана, где устанавливаются ориентиры по усвоению новых понятий и способов действия - важнейший, на него, как правило, отводится большая часть занятия.
Развивающая цель. Решаемые на занятии задачи развития студентов могут носить разносторонний характер, который, в первую очередь, определяется задачами конкретной дисциплины. Здесь можно выделить следующие цели: развитие умения выделять главное в изучаемом материале, составление кинематических схем, выполнение сравнительного анализа какого-либо процесса, заполнение таблицы на основе исходных данных, развитие самостоятельности в мышлении и учебной деятельности и т.п.
Воспитательная цель. Эта задача связана с формированием научного диалектико-материалистического мировоззрения, трудовым и эстетическим воспитанием студентов; учить сравнивать и обобщать изучаемые законы, явления и факты, устанавливать причинно-следственные связи между ними, логически излагать свои мысли; учить образному мышлению - пространственным представлениям, творческому подходу к любому делу.
Планирование подразделяется на перспективное и текущее. Документы планирования разрабатываются в учебных заведениях и вышестоящих организациях. К документам перспективного планирования относятся:
Педагогические заметки:
Мониторинг качества образования, как элемент механизма контроля
за реализацией ПНП « образование» на территории муниципального образования г.
Южно-Сахалинска
1. Мониторинг может выступить средством повышения качества образования в регионе, если он представляет собой процедуру выявления и описания количественных и качественных показателей в соотнесении с федеральными и региональными требованиями к оценке качества образования, а его результаты являются ин ...
Изучение школьников в целях профориентации
Особенности памяти, внимания, чувств, воли, желаний и способностей нельзя увидеть, оценить, измерить так же, как мы видим, оцениваем многие из окружающих нас предметов. Эти и ряд других качеств психики человека нельзя непосредственно созерцать ни у себя, ни у других людей. Но в то же время различны ...
Психокоррекционные мероприятия для детей, имеющих средний и низкий уровень
развития
После проведения диагностического обследования на предмет готовности к обучению в школе, предлагаем комплекс коррекционных мероприятий для детей, имеющих средний и низкий уровни развития. Методические рекомендации родителям и педагогам, направленные на развитие памяти, мышления, речи, произвольной ...