Стабильный экономический рост Казахстана вызвал значительные изменения в структуре и размере рынка труда, а также естественное увеличение спроса на квалифицированных работников. Государство испытывает возрастающую потребность в адекватном кадровом обеспечении базовых отраслей экономики (горнодобывающая промышленность, нефтегазовая промышленность, строительство), обрабатывающей промышленности (машиностроение, нефтехимическая промышленность, производство строительных материалов), а также в сервисном секторе (туризм, социальное обеспечение, обслуживание).
Техническому и профессиональному образованию (ТиПО) в настоящее время придается приоритетное значение. В его опережающем развитии заинтересовано государство, бизнес и граждане. Государство через развитие человеческого потенциала увеличивает экономическую мощь страны. Бизнес ожидает от ТиПО подготовки высококвалифицированных кадров, которые повысят производительность труда, качество работ и услуг, в целом конкурентоспособность предприятий. Граждане заинтересованы в качественном техническом и профессиональном образовании потому, что высокая квалификация гарантирует хорошую зарплату и достойную жизнь.
Несмотря на то, что сегодня система ТиПО в Казахстане институционально достаточно выстроена – в стране действует 894 организации ТиПО, где обучается 604 тысячи человек по 185 специальностям, остается пока нерешенной одна из самых принципиальных проблем – низкое качество подготовки специалистов.
Несмотря на принимаемые меры по развитию системы технического и профессионального образования, быстрорастущий спрос на квалифицированные кадры не обеспечивается в полном объеме, а уровень навыков выпускников не соответствует требованиям работодателей.
При подборе кадров компании больше всего ценят следующие базовые навыки: умение работать индивидуально, умение распределять время, навыки письменного и устного общения, аналитические навыки и умение решать задачи. Дефицит квалифицированной рабочей силы признан проблемой большинства отраслей экономики. В целом по республике из-за несбалансированности спроса и предложения ежегодно в среднем до 21 тысяч рабочих мест остаются вакантными.
При принятии решения обучающимися общеобразовательных школ в получении профессионального образования большое влияние оказывает уровень успеваемости, а не профессиональные склонности и интересы. Таким образом, предопределяется низкий статус учебных заведений технического и профессионального образования. В системе образования имеет место диспропорция в подготовке профессиональных кадров как по уровням образования (в расчете на 10 тыс. человек населения количество обучающихся составляет: в профессиональных лицеях - 66 человек, в колледжах - 162, в вузах - 439), так и по профилям (только каждый четвертый обучается по техническим и технологичным специальностям, что явно недостаточно для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики).
Анализ содержания образовательных программ и учебно-методического обеспечения показывает отсутствие требований к оценке базовых и профессиональных компетенций, преобладание теоретической подготовки и устаревших данных, недостаточный уровень гибкости и преемственности, доминирование фактов в ущерб ситуационному анализу. Содержание образовательных программ не отвечает ни требованиям работодателей, выражающим изменения на рынке труда, ни требованиям обучающихся, стремящихся получить востребованные навыки, подкрепленные широкой базой знаний и умений.
Серьезным препятствием повышению качества учебного процесса в колледжах и профессиональных лицеях является уровень учебно-методического обеспечения, дефицит современной учебной литературы, особенно по специальным дисциплинам на государственном языке.
В системе технического и профессионального образования отсутствуют учреждения, целенаправленно занимающиеся научно-методическим и учебно-методическим обеспечением, организацией разработки образовательных программ, учебно-методических пособий и технологий обучения.
Структура и состав педагогических кадров также претерпели значительные изменения, приведшие к дефициту преподавателей и мастеров производственного обучения высокой квалификации.
В учебных заведениях не хватает устойчивых связей с заказчиками и клиентами образовательных услуг. Система технического и профессионального образования ориентирована не на потребности рынка труда и работодателей, а на текущие возможности преподавателей и учебно-материальной базы. В результате подготовка кадров осуществляется в отрыве от реальных запросов производства.
Одной из главных причин проблем развития технического и профессионального образования являются низкий объем финансирования, несовершенный механизм планирования и государственного образовательного и заказа на подготовку кадров технического и обслуживающего труда, отсутствие нормативной правовой базы по обязательствам бизнеса в профессиональном обучении персонала.
Следствием недостатка финансирования стали удручающее состояние материально-технической, учебно-методической базы, недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.
Анализ инфраструктуры технического и профессионального образования выявляет критические изменения, прежде всего, в сторону сокращения сети профессиональных школ (лицеев) (на сегодняшний день количество профшкол составляет лишь 71 % от количества профшкол 1991 года). При этом было значительно сокращено количество профессиональных школ (лицеев) и колледжей, готовящих кадры по техническим и технологическим специальностям (с 1991 по 2000 годы уменьшение количества таких учебных заведений составило, соответственно, на 59 % и 28 %).
Ранее эти вопросы неоднократно поднимались на самом высоком уровне. Достигнут определенный задел. И сейчас техническое и профессиональное образование стоит на пороге серъезных прорывов в свете поручения Главы государства о создании колледжей мирового уровня.
По инициативе Главы государства в республике начато формирование принципиально новой модели функционирования ТиПО. По поручению Президента страны создан Национальный Совет по профессионально-техническому образованию с участием бизнес-ассоциаций и работодателей. Создаются Отраслевые советы по вопросам подготовки кадров.
Обеспечивать взаимодействие ТиПО региональным рынком труда и бизнесом, населением и местными органами управления будут Региональные советы по вопросам подготовки кадров.
В целом данная система станет одной из основ общегосударственного механизма трансляции требований рынка труда в систему профессионального и технического образования.
В ходе выполнения проекта в дополнение к уже имеющимся двум профессиональным стандартам, разработанным с участием Отраслевых советов и работодателей, будут по международным требованиям разработаны еще 147 профстандартов.
Будет обеспечено внедрение в ТиПО корпоративного управления, проведена подготовка современных менеджеров, выделение грантов на развитие учебных заведений ТиПО.
Госпрограммой развития образования предусмотрено дальнейшее обновление содержания ТиПО, развитие инфраструктуры, материально-технической базы, независимой оценки профессиональной подготовленности и многое другое.
Масштабные задачи по обеспечению кадрами индустриальных проектов поставлены в ГПФИИР на 2010-2014 годы.
И, безусловно, в решении данных задач ключевым фактором является обеспечение эффективного взаимодействия системы ТиПО с рынком труда. Во всех его проявлениях – это касается и требований работодателей, и анализа мирового опыта, и потребностей населения, и участия работодателей в самом процессе обучения, поддержке организаций ТиПО и т.д.
Казахстан намерен выстроить эффективную систему по подготовки профессиональных кадров, ориентироваться на модель Германии, Сингапура, Европейского союза… В основу всей системы будет заложено эффективное взаимодействие между организациями образования, отраслевыми ассоциациями, бизнесом и инвесторами.
В настоящее время в Казахстане реализуется программа форсированного индустриально-инновационного развития, за счет которой будут создаваться новые рабочие места. Их в первую очередь должны занять отечественные специалисты. Сегодня дети из школ стремятся поступать в ВУЗы, либо не продолжать обучение вовсе. В обществе складывается ошибочное представление о системе профтехобразования как второсортной. Это вызывает значительный дисбаланс на рынке труда.
Сегодня 27% занятого населения имеет профтехобразование, 28% – окончили ВУЗы, а более 45% работников не продолжили обучение после школы.
В перспективе профессиональные стандарты должны будут приведены в соответствии с международными нормами, будут приняты меры по обеспечению организации современной материальной технической базы. В республике реализуется проект по созданию сети профессиональных технических колледжей мирового уровня.
По поручению Президента страны создан Национальный Совет по профессионально-техническому образованию с участием бизнес-ассоциаций и работодателей. Создаются Отраслевые советы по вопросам подготовки кадров.
Обеспечивать взаимодействие ТиПО региональным рынком труда и бизнесом, населением и местными органами управления будут Региональные советы по вопросам подготовки кадров.
В целом данная система станет одной из основ общегосударственного механизма трансляции требований рынка труда в систему профессионального и технического образования.
В ходе выполнения проекта в дополнение к уже имеющимся двум профессиональным стандартам, разработанным с участием Отраслевых советов и работодателей, будут по международным требованиям разработаны еще 147 профстандартов.
Будет обеспечено внедрение в ТиПО корпоративного управления, проведена подготовка современных менеджеров, выделение грантов на развитие учебных заведений ТиПО.
Госпрограммой развития образования предусмотрено дальнейшее обновление содержания ТиПО, развитие инфраструктуры, материально-технической базы, независимой оценки профессиональной подготовленности и многое другое.
Масштабные задачи по обеспечению кадрами индустриальных проектов поставлены в ГПФИИР на 2010-2014 годы.
И, безусловно, в решении данных задач ключевым фактором является обеспечение эффективного взаимодействия системы ТиПО с рынком труда. Во всех его проявлениях – это касается и требований работодателей, и анализа мирового опыта, и потребностей населения, и участия работодателей в самом процессе обучения, поддержке организаций ТиПО и т.д.
Казахстан намерен выстроить эффективную систему по подготовки профессиональных кадров, ориентироваться на модель Германии, Сингапура, Европейского союза… В основу всей системы будет заложено эффективное взаимодействие между организациями образования, отраслевыми ассоциациями, бизнесом и инвесторами.
В настоящее время в Казахстане реализуется программа форсированного индустриально-инновационного развития, за счет которой будут создаваться новые рабочие места. Их в первую очередь должны занять отечественные специалисты. Сегодня дети из школ стремятся поступать в ВУЗы, либо не продолжать обучение вовсе. В обществе складывается ошибочное представление о системе профтехобразования как второсортной. Это вызывает значительный дисбаланс на рынке труда.
Сегодня 27% занятого населения имеет профтехобразование, 28% – окончили ВУЗы, а более 45% работников не продолжили обучение после школы.
В перспективе профессиональные стандарты должны будут приведены в соответствии с международными нормами, будут приняты меры по обеспечению организации современной материальной технической базы. В республике реализуется проект по созданию сети профессиональных технических колледжей мирового уровня.
Тема урока: "Обработка низа брюк манжетами" курсового проекта изучается в разделе № 8 "Изготовление костюмов".
Данный раздел изучается на втором курсе в первом полугодии и во втором полугодии, с 1 – 16 неделю в первом полугодии, и во втором полугодии с 18 по 21 неделю. Всего на изучение раздела отводится 240 часов.
Календарные сроки изучения раздела в первом полугодии с 3.09 по 21.12., во втором полугодии с 1.01. по 25.01.
Тема урока изучается в период овладения специальностью. В этом периоде учащиеся изготавливают различные изделия. В соответствии с программой обучения они расширяют и углубляют знания и умения работы с различными материалами с использованием разнообразных методов обработки.
Период овладения специальностью подразумевает прослушивание теоретического материала, а так же его закрепление на практике.
В целом в период овладения специальностью учащиеся:
- изготавливают различные изделия в соответствии с программой обучения, расширяют и углубляют знания и умения работы с различным материалом с использованием разнообразных методов обработки;
- получают навыки качественного выполнения работ с соблюдением технических условий;
- развиваются скоростные навыки, самостоятельность, самоконтроль;
- проходят производственную практику на предприятии, изучают новое оборудование, методы обработки, материалы;
получают навыки работы в трудовом коллективе, привыкают к ритму работы предприятия
Педагогические заметки:
Влияние музыки на развитие личности ребенка. "Музыканты"
до рождения
В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь быть переводчиком - учи языки, юристом - историю. Жизнь заставляет родител ...
Телекоммуникационные проекты: организация и проведение
Пришло время рассмотреть вопрос о специфике телекоммуникационных проектов. Мы успели ознакомиться с компьютерными телекоммуникациями и с глобальной сетью Интернет. Теперь вам знакомы возможности этой сети и телекоммуникаций, которые могут быть с успехом использованы в педагогическом процессе; вы зн ...
Содержание понятия "самоконтроль поведения"
Самоконтроль поведения - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Самоконтроль проявляется всякий раз, когда "данное поведение человека имеет меньшую вероятность проявления с точки зрения его предыдущего поведения, чем другая возможная реакция&q ...