Психологические основы творчества личности

Страница 2

Умение сосредоточить свое внимание на какой-то проблеме, каком-то предмете или явлении - одно из важнейших условий успеха, в том числе в творческой деятельности.

фантастических, таких, которые при их анализе и реализации могут оказаться самыми эффективными, полезными и конкурентоспособными.

Профессор М.Тринг утверждает, что любой вид творчества, в том числе и изобретательская деятельность, требуют совместной работы ума, сердца и рук. Однако важность умения «думать руками» многими недооценивается в надежде на то, что изобрести и сделать что-то новое, полезное можно путем абстрактных рассуждений. В наше же время это удается сделать лишь в сфере «чистой» математики и логики. Что же касается разработки новых технических объектов, то в процессе их создания разработчиками, изобретателями приходится иметь дело с изготовлением их простейших моделей, а иногда макетов и опытных образцов, проводить их наладку и испытания, то есть отрабатывать и проверять идеи и альтернативные варианты в буквальном смысле руками.

Разнообразные эффекты, стимулирующие творческую активность

Человеку вдохновенно и плодотворно работается, творчески думается только тогда, когда он полон сил, бодр духом, имеет хорошее физическое самочувствие. В связи с этим выделяют ряд физиологических, психологических и эстетических эффектов, стимулирующих творческую активность.

Физиологические эффекты. Исследования дальневосточных ученых подтвердили наличие у человека биочасов (не зря многие люди тяжело переходят с «зимнего» времени на «летнее» и наоборот, а также плохо переносят смену часовых поясов). Каждые 4-5 часов в сутки у человека наблюдается подъем и спад умственных и физических сил. Например, умственный подъем с 14 до 15, с 18 до 19, с 22 до 23; физический подъем с 11 до 12, с 16 до 17, с 20 до 21 часа. С этим очень тесно связаны работоспособность, болезни, травматизм. Исходя из этих данных надо рассчитывать начало и конец рабочего дня, перерыв, на обед и т. д. Возникла новая наука - хронобиология, исследующая ритмы нашей жизни, задаваемые природой, движением Солнца и фазами Луны. Наш организм функционирует синхронно с природой.

В соответствии с этой наукой можно выделить следующие промежутки времени:

Час мастерства: пальцы наиболее проворны между 15 и 16 часами.

Час контактов: наше рукопожатие сильнее всего между 9 и 10 часами.

Час визита к врачу: наша кожа наименее чувствительна к уколам в 9 часов утра.

Час физической культуры: наши мышцы работают с наибольшей отдачей в 13.30.

Час любви: наибольшая секреция половых гормонов - в 8 часов утра.

Час пищеварения: больше всего желудочного сока образуется в 13 часов, даже если человек ничего не ел.

Час иммунитета: наиболее эффективно иммунная система предохраняет от инфекции в 22 часа.

Час рождения: большинство детей появляются на свет между 24 и 4 часами утра.

Час вялости: самое низкое кровяное давление - между 4 и 5 часами утра.

Час алкоголя: наиболее эффективно печень разлагает алкоголь между 18 и 20 часами.

Час спорта: наиболее интенсивно легкие дышат между 16 и 18 часами.

Час творчества: наиболее эффективно мозг работает между 20 и 22 часами.

Час красоты: кожа наиболее проницаема для косметических средств между 18 и 20 часами.

Час слепоты: острота зрения у автомобилистов снижается сильно всего в 2 часа ночи.

Вопросы, связанные с биоритмами человека, его духовными и физическими подъемами и спадами рассматриваются также экстрасенсорикой, параспихологией и теологией.

Психологические эффекты. Кроме вышеуказанных эффектов существуют еще и психологические, влияющие на эмоциональное состояние человека. Они являются, как ни странно, одними из самых значимых при творческой и поисковой работе.

Отметим наиболее актуальные из них, в первую очередь те, которые влияют на человека отрицательно.

1. Эффект «компетентного соавтора». Некоторые изобретения оформляются на большое количество соавторов. Так, молочный пакет(вернее, его замочек) создали 12 соавторов, краску для век - 19, а метод сшивки рукавиц из лент -33. А кто же истинный автор? Скорее всего, последний в списке.

2. «Психологический айкидо» (уход от конфликта в стрессовой ситуации),основанный на законах защиты и инерции. Одним из приемов защиты является «суперамортизация», то есть то негативное качество, которое вам приписывают, нужно самому усилить. Это позволяет выйти из конфликта или свести его к минимуму.

3. Эффект агрессивности. Его сценарий весьма банален. Будущую жертву настраивают на эту роль, то есть создают вокруг человека атмосферу недоброжелательства. Решением этой проблемы может быть разрушение сценария неожиданным контрвыпадом, то есть следует изобрести способухода из-под агрессии, переключив внимание агрессора на него самого.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую ...

Средства массовой информации как факторы, влияющие на особенности современного детства
Средства массовой информации - (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. К средствам массовой информации относятся: ü Печатные издания: газеты, журн ...

Результативность опыта
Прогнозируемым результатом использования проблемного обучения является повышение внутренней мотивации к учебной познавательной деятельности, углубление уровня понимания учебного материала. На протяжении всего времени опыта я провожу анализ успеваемости и качества знаний учащихся. Если проанализиров ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru