Психологические основы творчества личности

Страница 3

4. Эффект «отбивания рук». Если человек занят поиском нового, но у негочто-то не ладится, ни в коем случае нельзя насмехаться над ним. Наоборот, надо похвалить, высказать уверенность в хорошем исходе. В противном случае интерес к творчеству может пропасть навсегда; особенно это касается подростков. Не случайно в некоторых школах ученикам младших классов не ставят плохие отметки. Только поддержка, только похвала!

5. Очень часто у некоторых управленцев возникает острое желание одернуть, даже наказать новатора. Однако, все критические замечания следует преподносить с учетом психологии человека: сначала отметить хорошее, потом высказать претензии, а затем вновь выразить уверенность в деловых способностях человека. В таком случае он уйдет довольный и готовый с интересом продолжать работу. Несоблюдение данной рекомендации обязательно приведет к отрицательному психологическому эффекту. Чем человек воспитанней, тем меньше на него надо «давить».

6. «Взрывной» эффект. Новаторы, изобретатели, как правило, люди с обостренным самолюбием, нередко «не от мира сего». Поэтому они очень тяжело реагируют на мелочные уколы и придирки, насмешки над их одержимостью. Творческий человек, как известно, - источник событий. Поэтому члены любого коллектива из боязни перемен всегда будут относиться к нему с опаской. Подобного рода отношение, нередко насаждаемое в коллективах искусственно. Обязательно приводит к конфликту, взрыву. Что же касается творчества, то оно исчезнет надолго невзирая ни на какие административные меры. Многие руководители поощряют и наказывают хаотично, без видимых оснований. В этих случаях вряд ли можно ждать высокой активности от творческого работника.

7. «Держать удар». Выражение пришло из спорта; это любимое изречение боксеров. Очень важно не потерять сознание от сильного удара. Вытерпеть боль, выждать время и либо уйти, либо нанести ответный. Новаторы слышат в свой адрес от бездарей и лодырей уколы, придирки, насмешки. Все это надо перенести, заранее настроившись на недопонимание.

8. Эффект «падения». Положите на землю доску и пройдите по ней, затруднений нет. А теперь поднимите доску на метр, и что же?! Появился страх, неуверенность, ожидание неудачи.

Эстетические эффекты. Порядок, стройность, красота, согласованность оказывают положительное воздействие на творчество. Можно привести слова известного авиаконструктора А.Н.Туполева: «Некрасивый самолет летать не может». В этом отношении созданная природой биосфера - само совершенство (с математической и эстетической стороны). В природе все красиво - и фауна, и флора. Можно с уверенностью утверждать, что высокая культура производства, красота исполнения являются основой и непременным условием творческого труда. Комфорт, привычная обстановка способствуют творческому состоянию человека. А вот шум и вибрация угнетающе действуют на все живое - и на растения, и на животных, и на человека.

При организации творческого труда велика роль цветового решения интерьера. Человек способен различать 120 цветовых оттенков. Цвета бывают холодные и теплые, успокаивающие и раздражающие. Надо учитывать цветовую зависимость. Например, горячие цеха окрашивают в холодные тона (голубой, синий, фиолетовый), что создает иллюзию охлаждения. Кнопки красят в красный цвет, штурвалы в черный, цоколь в темно-зеленый, движущиеся части - в желтый и т. п. Благотворно влияет на человека желто-зеленый цвет (недаром трава и деревья зеленые). Зеленый повышает остроту зрения, улучшает дыхание, кровообращение и слух.

Каждый цвет обладает определенной энергией, которая способна вызвать не только соответствующее настроение, но и оказывать воздействие на органы чувств. Люди, знакомые с энергетикой цвета, могут использовать ее во многих жизненных ситуациях, в частности при выборе цвета одежды и интерьера квартиры или офиса.

Цвета несут в себе следующие энергетические решения:

Белый несет в себе отдых и расслабление.

Серый считается нейтральным, скрытным, носителем тайны.

Черный должен быть идеально чистым, он склоняет ко сну и покою.

Фиолетовый склоняет к доверительности.

Зеленый символ роста, движения, постоянства во вкусах.

Красный цвет энергии, силы, напористости, власти и . любви.

Коричневый цвет стадности и эмоциональности толпы, вместе с тем он располагает к уюту.

Оранжевый нужен тем, кто трудно воспринимает новое.

Желтый раздражающий, не зря его называют «цвет измены».

Голубой цвет прохлады, спальни, успокаивает нервы, снимает боль.

Синий деловой цвет, снижает излишнюю эмоциональность отдавая предпочтение какому-нибудь цвету, мы создаем благоприятную для себя атмосферу.

На организм человека, на его деятельность большое влияние оказывают запахи. Они могут регулировать физическую силу, повышать (понижать) слух и зрение, кровяное и внутричерепное давление, температуру тела, изменять ритм дыхания и пульс. Положительное действие оказывает приятный, нерезкий запах при малой концентрации его в воздухе (запах садов, полей, леса).

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Средства развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию
Содержанием сюжетного рисования является какой-либо сюжет. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях. Дошкольнику нужно всегда выделять композиционный центр при построение сюжетного образа — это то главное, что определяет содержания образа. Ребенка сл ...

Классификация игр. Виды и функции игр
Попыток классификации игр немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр, специально “под этот” материал. Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей на три большие группы: - игры с готовыми “жесткими” правилами; - игры “вольные ...

Психологические предпосылки использования нестандартных логических задач на уроке математики в начальной школе
Среди первоклассников в среднем 15 – 20% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника, иначе говоря, вхождение в школьную жизнь для них затруднено. Школьная жизнь воспринимается ими, прежде всего, с формальной стороны, а содержательные стороны учебной дея ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru