Правильная организация рабочего места во многом зависит от его инициативы, творческого отношения к работе. Хорошо оснащенное и организованное, оно в значительной степени влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса.
При организации рабочего места мастера производственного обучения должны быть учтены следующие общие требования:
• расположение рабочего места должно обеспечить хорошую видимость с него всей мастерской;
• перед рабочим местом мастера производственного обучения должна быть свободная зона для размещения обучающихся во время инструктажа;
• оснащение и размещение оборудования, инструментов, приспособлений, технических средств обучения, учебно-наглядных пособий должно осуществляться с учетом максимальных удобств в работе и минимального использования площади;
• мебель, оборудование, оформление должно соответствовать эстетическим требованиям.
Рабочее место мастера производственного обучения в мастерской рекомендуется располагать на подиуме размерами 3400 х 2000 х 200 мм. Оно оборудуется столом для демонстрации трудовых приемов и наглядных пособий. Стол оборудуется переносной швейной машиной с ручным или электрическим приводом. В столе имеются выдвижные ящики, в которых удобно хранить инструменты, приспособления, лекала, журналы мод, набор шпулек, фурнитуру и т.д. На нем можно разместить кронштейн для демонстрации стендов и таблиц, ТСО. Здесь же располагается пульт управления ТСО, шторами затемнения.
В зоне рабочего места педагога рекомендуется размещать шкафы, секции, с вмонтированной в них классной доской. С внутренней стороны створок доски можно разместить фланелеграф, а в центре магнитную доску для оперативной демонстрации наглядных пособий.
Под доской можно оборудовать секцию для хранения плакатов и таблиц. На внутренней стороне створок шкафа размещают чертежные инструменты учителя. На верхней кромке доски укрепляют подвески для таблиц.
Рабочее место мастера производственного обучения оборудуется учебным манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.
От рациональной организации рабочего места обучающихся во многом зависит успешность производственного обучения.
Конструкция рабочего места должна предусматривать оптимальное размещение всех необходимых для него элементов оснащения, максимальное использование рабочей поверхности, обеспечение безопасных условий труда.
Всем этим требованиям отвечает универсальное рабочее место обучающегося, разработанное в НИИ учебного оборудования и технических средств обучения. Оно представляет собой стол размером 1000 х 600 мм. со встроенной в него швейной машиной типа «Чайка ЗМ» или «Подольск», укомплектованный в рабочем положении на верхней крышке стола. Для проведения работ по конструированию и моделированию изделий поверхность стола должна быть ровной и свободной. Швейная машина легко убирается под столешницу стола, а образовавшийся проем закрывается дополнительной крышкой. На столе остается лишь укладка с необходимыми инструментами.
Съемный лоток для отходов ткани крепится с левой стороны стола.
Кроме индивидуальных мест в мастерской оборудуются места коллективного пользования: краеобъметочная машина «Оверлок 51» - А класса и место для влажно-тепловой обработки, стол раскроя.
Чтобы избежать травматизма при работе в кабинете обслуживающего труда, мастер производственного обучения должен соблюдать меры по организации безопасного труда обучающихся. Прежде всего, желательно располагать швейные машины в непосредственной близости от рабочего места обучающихся, а мастер производственного обучения должен находиться рядом с работающими.
При выполнении заданий обучающиеся нередко допускают ряд нарушений, которые могут привести к несчастным случаям. Поэтому перед началом работы педагог должен убедиться, насколько хорошо обучающиеся ознакомились с правилами безопасности труда. В начале каждого занятия учитель обязан проводить инструктаж по технике безопасности. Общие правила безопасности труда вывешиваются в виде таблицы на стенде.
Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской:
При работе ножницами, иглой и булавками:
Педагогические заметки:
Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции
Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости ...
Изучение проблемы в отечественной и зарубежной литературе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, наск ...
Анализ и описание контролирующего эксперимента
Реализуя программу формирующего эксперимента мы сделали вывод о том, что благодаря занятиям ритмопластикой, дети старшего дошкольного возраста стали более уверенными в себе, самостоятельными. Это объясняется нами формированием у старших дошкольников экспериментальной группы более высокого уровня ра ...