Опрос учащихся по плану и применение беседы на уроках

Информация о педагогике » Самостоятельная работа учащихся на уроках истории » Опрос учащихся по плану и применение беседы на уроках

Страница 4

В зависимости от сложности задания, степень захвата учащихся поисковой деятельностью различна: от выступлений сравнительно небольшой группы наиболее подготовленных учеников до фронтального письменного ответа всего класса.

Независимо от качества активных участников, ученики, как правило, выполняют самостоятельно не все последовательные этапы поиска, а только некоторые, чередуясь с учителем. Поэтому иногда этот метод называется в исторической литературе частично-поисковым. Выбор вопросов для заданий должен способствовать формированию у учащихся умений и навыков анализа и сущности явлений общественной жизни (оценка исторических событий и их значения, выявление причинно-следственных связей, тенденций развития, сравнения родственных и противоположных событий и явлений, доказательство и опровержение концепций и т.п.) [7].

Важно сообщить учащимся не только необходимые для обобщения факты, но и использовать их опорные знания, умения, навыки, убеждения. Таким образом, воспроизведение и творчество выступают как две стороны единого, целостного процесса развития мышления. Следует позаботиться о краткой и четкой формулировке задания. Наконец, поскольку при выполнении заданий первоначально какие-то выводы и обобщения учащиеся делают самостоятельно, обязательна проверка результата их работы и внесение в случае необходимости соответствующих коррективов.

Известно, какую большую роль в развитии мыслительной деятельности учащихся играют сравнения. Не случайно выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский считал, что “в дидактике сравнение должно быть основным приемом”.

Сравнением однородных фактов по их общему и отличительному признаку учитель подводит учащихся к пониманию общности этого признака. Таким образом, у учеников происходит формирование исторических понятий, в которых отражаются существенные, общие и специфические свойства изучаемых исторических явлений. Выработка и формирование понятий у учащихся имеет важное значение при обучении истории.

Учителя истории систематически упражняют учащихся в применении приема сравнения. Приведем такой пример.

На уроке в 5-м классе при изучении темы “Персидское царство в VI в. до н.э.” учитель задает при закреплении вопрос: “В чем было сходство между персидским, и египетским войском?”. Ученики ответили так:

“В пехоте служили свободные общинники – крестьяне-земледельцы”.

“Перед войском стояла задача завоевать чужие страны”.

“Войско служило для завоевания и также, чтобы держать рабов в повиновении”.

В беседе учитель использовал прием сравнения, при помощи которого помог ученикам выделить и обобщить сходные, существенные признаки изучаемых явлений. Сравнение при обучении истории находит широкое применение на всех этапах урока. Но особенно ценным является этот прием в заключительной части урока и при обобщающем повторении нескольких разделов на специальных повторительно-обобщающих уроках.

Таким образом, сообщение нового материала на уроке было построено на наглядном сопоставлении аналогичных явлений: известного ученикам из предыдущих уроках (египетские иероглифы) и нового, изучаемого на данном уроке (алфавитное финикийское письмо). Сопоставление дало учащимся возможность самостоятельно сделать вывод об отличительном преимуществе нового вида письма, помогло не только выделить существенные отличительные черты сопоставляемых явлений (письма), но и понять его развитие от иероглифов к алфавиту.

Сравнение важно не только для выделения общего в ряде однородных исторических явлений. При помощи сопоставлений мы подводим учащихся к пониманию коренных изменений, наступающих в результате развития исторических явлений.

Страницы: 1 2 3 4 

Педагогические заметки:

Приёмы развития речевого дыхания
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы: 1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот). 2) Формирование длительного фонационного выдоха. 3) Формирование речево ...

Модель нового мышления формирования навыков
Для того, чтобы каждый учащийся обрел свободу мышления и свой «голос» важно опираться в обучении по отношению к учащемуся на парадигму целого человека имеющего не только тело и разум (парадигма человека как существа), но и сердце и дух, нужно удовлетворить четыре потребности учащегося, как целого ч ...

Диагностика уровня самоконтроля поведения гиперактивных подростков
Произвести более детальную оценку уровня самоконтроля поведения нам помогли следующие критерии: 1. способность прилагать усилия воли для преодоления препятствий; 2. способность контролировать эмоции; 3. степень коммуникативного контроля в общении. Методики для определения самоконтроля поведения гип ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru