Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим основным направлениям:
привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
формирование элементарных представлений об окружающей среде;
формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям;
формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Каждое направление реализуется серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения. Многие действия желательно сделать настолько привычными, чтобы они выполнялись автоматически.
На первом месте в комплексной системе укрепления здоровья детей стоят занятия, которые помогают выработать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущения.
Накопление у детей двигательного опыта происходит при проведении праздников: зимних на воздухе, легкоатлетических со спортивными играми; "Веселых стартов" с элементами эстафет и соревнованиями на ловкость, скорость и выносливость; "Папа, мама, я - дружная семья", "Зов джунглей", которые обеспечивают возможность каждому ребенку раскрыть свои способности, при этом давая ему право на творчество.
В дошкольном учреждении планируется проведение всех видов занятий физическими упражнениями с детьми:
физкультурные занятия;
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
физкультурно-массовые мероприятия (досуги, праздники и т.п.);
самостоятельная двигательная деятельность детей.
Планирование физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня должно опираться на суточный объем необходимых для дошкольников движений (в среднем 2,5 - 3 часа).
Вот пример планирования движений для детей подготовительной группы, составленного в соответствии с нормой их естественной потребности в движении:
утренняя гимнастика до занятий 8 - 10 мин.
физкультурные минуты на каждом занятии 2 - 4 мин.
игры и упражнения между занятиями 8 - 18 мин.
подвижные игры на прогулке 30 - 40 мин.
физкультурное занятие или занятие в сп. Секции 35 - 40 мин.
самостоятельная двигательная
деятельность с разными физкультурными
пособиями: утром, после завтрака,
на прогулке, после сна, на вечерней прогулке 50 - 60 мин.
бодрящие, коррегирующие,
тактильные гимнастики после сна 8 - 10 мин.
Очень важно, чтобы этот объем движений детей всячески поддерживался и контролировался.
Активный отдых детей может быть самым разнообразным. Для этого возможно применение различных средств. Однако, как показала практика, наиболее эффективны мероприятия, в основу которых положены подвижные игры. Игры в отличие от строго регламентированных движений всегда связаны с инициативой в решении двигательных задач и протекают в основном с эмоциональным подъемом, стимулирующим двигательную активность и отодвигающим возникновение утомления.
Педагогические заметки:
Интеграция, её взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
В настоящее время в развитых странах мира одним из главных средств социальной интеграции считается социализация личности, то есть «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными социальными факторами». Основная цель системы образования для де ...
Понятие «игровой метод» в обучении иностранному языку
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, такие как Эльконин Д.Б., Стронин М.Ф., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Д.Б. Эльконина, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на то, что игровая деятельность на уроке ...
Методические рекомендации по использованию метода проектов как средство развития
речевых умений
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие: 1. использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения; 2. акцент на самостоятельной работе у ...