При составлении упражнений данной группы следует помнить, что существуют две категории слов-сигналов, способствующих предвосхищению на движение мысли автора:
А) слова, указывающие на движение мысли автора в повествовании;
Б) слова, указывающие на изменение направления мысли, поворот мысли, отрицание предыдущего утверждения.
Выпишите из текста слова-сигналы и установите, к какой части речи они относятся.
Определите слова-сигналы из приведенных ниже, после которых следует развитие предыдущего положения.
Определите слова-сигналы из приведенных ниже, после которых следует изложение нового материала.
Установите, к какой смысловой категории принадлежат данные слова-сигналы:
а) повторение мысли;
б) разъяснение мысли;
в) вывод;
г) изменение точки зрения.
Придумайте окончание предложения после выявления слова-сигнала.
Определите, после каких из данных слов-сигналов идет информация, которую можно пропустить, если целью читающего является понимание только наиболее важной информации.
Определите после каких из данных слов- сигналов может следовать главная мысль в тексте.
Просмотрите выделенные в тексте слова. Предположите , о чем идет речь в тексте.
Чтобы лучше понять текст, просмотрите его,. Подберите к субъектам, данным в левой колонке, соответствующие предикаты из правой.
просмотрите несколько статей на тему и докажите, что …
Просмотрите текст еще раз. Определите его композиционно-речевую форму ( это может быть сообщение, повествование или рассуждение0.
Дополните информацию, полученную из текста. С этой целью просмотрите соответствующие газеты и журналы на изучаемом иностранном языке.
Послетекстовый этап.
Упражнения на контроль понимания прочитанного (просмотренного)
Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.
Скажите, какая проблема вытекает из содержания.
Поставьте к тексту несколько вопросов и задайте их вашему товарищу, затем ответьте на его вопросы.
Подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, используя собственный пример.
Выскажите мнение о прочитанном,. Сообщите известные вам дополнительные сведения. Приведите примеры, факты, подобные описываемым в статье.
Подумайте, как и где вы можете использовать извлеченную из текста информацию.
Определите, нужно ли вам более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации в вашей будущей
профессиональной деятельности.
Возможно повторное чтение текста с целью извлечения основной или полной информации.
Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Просмотровое чтение имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.
При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.
Приведенные выше упражнения, на наш взгляд, являются вполне реальными для обучения просмотровому чтению учащихся средней школы.
Педагогические заметки:
Анализ учебников по теме «Четырехугольники» в школьном курсе
математики основной школы
Понятие четырехугольник вводится в зависимости от того, как и когда введено понятие многоугольника: в учебнике Л.С. Атанасяна четырехугольник вводится как частный вид многоугольника; в учебнике А.В. Погорелова понятие многоугольника вводится значительно позже, поэтому дается определение, аналогично ...
Содержание программы физического воспитания в школе, основанной на игре
«волейбол»
Волейбол входит в программу по физической культуре в школе и является одним из средств решения основных задач физического воспитания учащихся: укрепления здоровья, формирования двигательных навыков и умений, развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости. Волейбол как базовый вид спорта нашей программ ...
Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу
Нередко в популярных и методических пособиях психологическая готовность рассматривается независимо от физиологического и социального развития ребенка и представляется как набор отдельных изолированных психических качеств и свойств. На самом деле такое разделение очень условно. В реальной жизни (в т ...