Целостность содержания народного воспитания

Страница 3

Уважение в сознании горцев закрепилось и как человеческая обязанность уважать труд (бережное отношение к орудиям, продуктам труда, домашнему и общественному имуществу), беречь природу (гуманное и бережное отношение к растительному и животному миру, соблюдение чистоты родников, рек и озер, разумное использование земли), уважать соседей, кунака и т. д.

Народная педагогика Дагестана сконцентрировала в себе ценнейший опыт формирования у подрастающих поколений патриотических чувств, знаний и навыков. Степень патриотического становления личности определяется тем, как человек в соответствии с общественными требованиями к его возрасту традиционно правильно строит свои отношения к матери, к семье, к родственникам, соседям, к аулу (джамаату), к родине.

Народ приметил, что искренние патриотические чувства человека зависят прежде всего от того, насколько всесторонне человек сознает сам себя, ценит свое человеческое достоинство, свое место в обществе. Отсюда приоритет самооценки человека. «Кто себе не полезен и для другого бесполезен», «Кто себя не знает, не знает и своего отца», «Кто себе мост не строит, народу мечеть не построит» (авар.), «Кто себе не пахал весной, тот чужому зяби не вспашет» (лезг.).

Отношение к родным (к матери и отцу, к братьям и сестрам) становится для человека надежной основой упрочнения его отношений с родственниками и со всем родом. Порчеркивая необходимость добрых родственных отношений, народная педагогика указывает: «Дерево держится корнями, а человек родственниками» (дарг.), «Джигит идет один на подвиг правый, и весь свой род увенчивает славой» (авар.). Обязательным компонентом добрых человеческих отношений считается у народа отношение к соседям. Народные пословицы призывают к добрососедству: «Если у тебя нет соседа, ты сам стань чьим-то соседом» (авар.),«Сосед соседу опора» (лезг.), «Ищи не дом, а соседей» (лезг.), «Лучше близкий сосед, чем дальний родственник» (лак., лез., дарг.), «Собака соседа не кусает» (лезг.).

Весьма важное значение имеет в народе отношение человека к родному аулу и его джамаату. Осмысливание аула как наиболее близкой общественно значимой административной единицы позволяет человеку сызмала строить свои отношения с различными возрастными категориями населения, определить свое место в джамаате, выполнять обязательные для человека общественные функции. «Предавший аул да будет сожжен в ауле», «Если народ завязнет в омуте, и ты следуй ему»,— гласят дагестанские пословицы.

Осознав свою причастность к конкретному обществу родного аула—джамаату, человек крепче привязывается ко всему родному народу. Крепость связей горца с родиной и народом подтверждают и такие крылатые выражения дагестанцев, как «Каждая птица свое гнездо любит» (лак.), «В родной долине лучше быть прахом, чем на чужбине падишахом» (общедаг.), «Сокол не покидает гнездо» (дарг.), «Человек без родины, что соловей без песни» (общедаг.).

Народная педагогика не ограничивается краткой словесной формулой человеческих отношений. Она располагает своеобразным «кодексом» самооценок человека в рамках семьи, рода, аула, народа. Он включает отношение к своей внешности (одежде, мимике, жестам), к родному языку, к народным обычаям и традициям, к культуре общения с различными по возрасту и полу членами джа-маата, отношение к своему здоровью, к своим достоинствам и недостаткам и др. Определены этим «кодексом» и взаимоотношения в семье. Помимо определения вышеуказанных отношений с матерью, отцом, братьями и сестрами, народная педагогика требует уважительного отношения к престарелым членам семьи, семейным традициям, семейным реликвиям, поддержки добрых отношений между родителями, между младшими и старшими членами семьи. Аналогичную, более или менее развернутую, веками устойчивую структуру человеческих отношений, мы находим в рамках рода, аула и каждого конкретного народа. Воспринимая с детства правила человеческих отношений, выработанные народной педагогикой, руководствуясь ими в ежедневной практике общения, человек осознает свои права и обязанности и себя как часть целой семьи, рода, аула (джамаата) и народа. Так крепится в сознании человека чувство долга перед самим собой, перед семьей и народом, иначе говоря, чувство патриотической ответственности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Опытно-экспериментальная работа по выявлению современного состояния патриотического воспитания военнослужащих
Изучая основные социально-педагогические условия эффективности системы воспитания патриотизма, я использовал статистические, психолого-педагогические и социологические методы (БОУ, экспертные группы, индивидуальные глубинные интервью). Будучи по характеру количественно-качественными эти методы сниж ...

Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста
Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность. Раскрытие закономерностей успешного обучения является основной проблемой советской дидактики. Советска ...

Поурочное планирование
Поурочное планирование позволяет осуществить чёткую организацию планов урока для их эффективного и успешного проведения. Хорошо продуманный и умело используемый план урока обеспечивает достаточно полное и логическое освещение каждого изучаемого вопроса без излишних подробностей, эффективное использ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru