Возрастает интерес к себе, все чаще ребенок сравнивает свои достижения с другими. Представления малыша о себе и отношение к другим основываются главным образом на успехах деятельности (предметной и др.). общении, оценке и главное — эмоциональном отношении к нему со стороны взрослых («Молодец, Сашенька, умница ты наш» и др.)- Формирующийся под этим влиянием «Образ-Я» ребенка, как правило, положительный. Он осваивает первые роли в семье (сынишки, брата, внука), в детском саду. Именно при взаимодействии с окружающими людьми (прежде всего — старшими) и происходит социализация ребенка, в процессе чего закладываются и основы личности. Уделим же важное внимание формированию представлений и знаний ребенка о человеке и обществе у наших малышей. Задачи:
♦ содействовать развитию самосознания ребенка, формированию положительного «Образа-Я», отношения к себе как субъекту деятельности и общения, источнику собственной активности;
♦ поощрять стремление ребенка к познанию родственных связей, проявление привязанности, любви и симпатии к родным и близким людям;
♦ побуждать детей сравнивать себя со сверстниками, признавать их права, быть внимательными к интересам других. Помочь детям найти оптимальную форму самовыражения и самоутверждения, формировать чувство самоценности;
♦ развивать элементарные коммуникативные умения в общении со взрослыми и сверстниками;
♦ содействовать овладению первыми социальными ролями, позиции «Я в обществе», первоначального чувства этнической принадлежности;
♦ знакомить с народными праздниками, обычаями своего народа (в пределах возрастных возможностей).
♦ формировать представления о Беларуси, знакомство с белорусскими народными праздниками, героями, государственными символами (флаг, герб, гимн); обогащать знаниями о своем городе (поселке);
Готовим с детьми подарки к праздникам, организовываем слушание рассказов, стихов, раскрывающих сущность определенного события. Поддерживаем радостные переживания, связанные с ожиданием праздника, участием в нем.
Формируем у воспитанников первые представления о Беларуси и белорусах. Знакомим с национальным флагом, гербом, гимном (старших «почемучек»). Посещаем ближайшие культурные учреждения. Знакомим детей с народными героями, белорусскими праздниками, организовываем встречи со старожилами.
♦ расширять знания о Беларуси, ее национальных героях, государственной символике, народных и государственных праздниках, приобщать к истории своей страны (города, поселка), к духовным ценностям его народа. Формировать интерес к прошлому и настоящему в жизни своей Родины, чувство уважения к ее народу, гордость за успехи. Развивать национальное самосознание;
Расширяем представления детей об обществе, помогаем осознать свою принадлежность к нему. В системе предлагаемых детям знаний большое место отводим знаниям о родном народе, своей стране. Родное — это свое, близкое, связанное с матерью, родом. Люди, живущие в нашей стране, — это белорусы, русские, поляки, украинцы, евреи и другие. Больше всего у нас белорусов. Поэтому наша страна называется Республика Беларусь. Белорусский народ — один из многих народов, живущих на нашей планете - Формируем чувство национального самосознания дошкольников. Его становление начинается с познания родного языка, с осознания его как наибольшей ценности и святыни своего народа. Родной язык — это не просто совокупность знаков, а могучее средство, с помощью которого ребенок приобщается к своим предкам и потомкам, это то, что делает его причастным к бесконечному ряду поколений, которые жили до него, и будут жить после него.
Расширяем знания детей об этнических признаках жителей нашей республики. Белорусов отличают русые волосы и голубые глаза. Белорусы — благожелательный, гостеприимный, скромный, трудолюбивый, старательный, талантливый народ. Язык белорусов — благозвучный, ласковый, красивый.
Педагог стремится, чтобы его воспитанники знали не только название города (деревни), где они живут, но и объяснение этого названия.
Дошкольники знакомятся с достопримечательностями нашей земли, с экологическими проблемами.
Педагог расширяет знания детей об особенностях городской и сельской жизни. С его помощью они узнают, что белорусы издавна занимались земледелием, охотой, поэтому большинство населения страны составляли крестьяне. Дети знакомятся с жизнью белорусского народа в разные исторические эпохи. Крестьяне строили свое жилье из дерева. Дошкольники знакомятся с особенностями крестьянских строений, внутренним интерьером, с замками и другими памятниками архитектуры, сохранившимися в их местности, сравнивают с современной архитектурой городов и сел.
Развиваем представления детей о Беларуси как о стране, где развита промышленность (машиностроительная, деревообрабатывающая, химическая, текстильная и др.).
Белорусы издревле одевались в льняную одежду. Знакомим «фантазеров» с обработкой льна, с предметами детской, женской, мужской одежды, особенностями ее украшения, элементами и цветами орнамента, вышивки. Формируем представление о белорусской национальной кухне и еде (хлеб, булка, затирка, драники, мочанка, молоко, квас и др.). Расширяем представления детей о национальных праздниках белорусов. Белорусы отмечают свои древние национальные праздники. Наиболее известные из них: Коляды, Масленица, Гуканне вясны, Пасха, Жниво, ритуалы поминания Дзяды и Радуница. Кроме них в каждой семье праздновались родины, крестины, свадьба.
Педагогические заметки:
Общая характеристика эмоций
Все с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие – безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем чере ...
Изучение особенностей социально-психологической дезадаптации младших
подростков
Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ СОШ с. Сеченово. Целью нашего исследования явилось изучение социально – психологической дезадаптации младших подростков. В исследовании принимали участие 36 подростков, в экспериментальную группу вошло 18 человек 5 «А» класса, а в контрольную г ...
Экспериментальная программа эстетического воспитания студентов с включением
элементов театрального искусства
В рамках экспериментальной программы было проведено ряд мероприятий с целью демонстрации возможностей элементов театрального искусства в студенческих мероприятиях и анализа творческой деятельности студентов как одной из составляющих эстетической готовности. Мероприятие № 1 « Творчество вокруг нас . ...