Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:
1. Уровень физического развития.
2. Уровень биологического развития.
3. Состояние здоровья.
При определении физического развития обычно проводят оценку трех основных показателей: длины тела (рост стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки. Старшие дошкольники быстро растут, прибавляя в росте по 7-10 см в год. Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2-2,5 кг, окружность грудной клетки увеличивается на 2,0-2,5 см. В этом возрасте физическое развитие у девочек протекает более интенсивно, чем у мальчиков.
В качестве критериев биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций – отношение окружности головы к длине тела (приложение 2). Соотношение окружности головы и длины тела становится почти таким же, как у взрослого человека. Кроме этого, увеличивается длина рук и ног.
В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп: Первая группа – дети, без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, редко болеющие. Число таких учащихся не превышает 20-25 %.
Вторая группа –дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, еще не перешедшей в хронический процесс (30-35 %).
В третью группу – входят дети, страдающие разными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также дети с плохим физическим развитием (30-35 %).
Четвертую группу составляют дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспансеризации.
У детей пятой группы имеются существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.
В ходе медицинского обследования измеряют частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легким и мышечную силу рук. В 6-7 лет организм ребенка растет и активно развивается. Повышаются надежность и резервные возможности сердечно-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения, перестраиваются и активно развиваются дыхательная и эндокринная системы. В этом возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается. В том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно знать и учитывать при организации занятий с детьми. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как бег, прыжки, лазанье, плавание, катание на коньках. В то же время мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонко-координированные движения при письме, развиты еще не достаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают.
Учителя начальных классов отмечают, что наибольшую проблему в обучении современных первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. При организации коррекционно-развивающих занятий и подготовке дошкольников к школе важно правильно выявить причины графической неготовности к обучению письму. Их две: недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (физиологическая неготовность к обучению письму) и не сформированность навыка выполнения графических движений (психологическая неготовность к обучению письму). Для определения состояния мелкой моторики рук можно использовать достаточно простые методы .
Педагогические заметки:
Внеклассная работа по экологическому образованию и
воспитанию младших школьников
Основной целью учителей начальных классов является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы. Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и бол ...
Методы диагностики по формированию технических навыков и умений у детей
старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
эксперимента
В первой главе мы теоретически обосновали педагогические условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что уровень развития те ...
Развитие исторического сознания школьников во внеклассной работе
ХХ век подверг серьезному испытанию российское общество. Мы наблюдаем уничтожение таких величайших жизненных ценностей, как человек, его жизнь и здоровье, Родина, патриотизм. Общество, лишенное здоровых ценностей, не сможет существовать. Новая система ценностей российского общества формируется боле ...