К объективным факторам личности, влияющим на воспитание, относятся: генетическая наследственность; состояние здоровья человека; обстоятельства его биографии; социальный опыт; этнокультурная традиция; профессиональный и социальный статус.
Группу субъективных факторов составляют: психические особенности; мировоззрение; ценностные ориентации, внутренние потребности, интересы.
Часть личностных факторов относится к управляемым: профессиональный и социальный статус; состояние здоровья; мировоззрение; ценностные ориентации; интересы и потребности. Другие: генетическая наследственность; прошлый социальный опыт; этнокультурная традиция - к неуправляемым.
Микросреда, как производственные, социокультурные, семейно-бытовые объединения людей, испытывает на себе сильное действие указанных человеческих факторов и, вместе с тем, детерминирована воздействием факторов мега - и макроуровней.
Факторы данного уровня вследствие этого несут на себе их отпечаток.
Микрофакторы можно классифицировать по тем же основаниям, что макро - и мезофакторы. Часть из них являются внешними: социальная функция, социальный заказ общества на воспитание личности, ресурсы системы данного уровня, система отношений с социумом, конкретный ландшафт и другие. Другие - внутренними: социальная, этническая; культурная и профессиональная принадлежность объекта макросреды; его социальный статус; ценностные ориентации и социально-групповые интересы, система воспитания и т.д.
Одни из факторов микроуровня являются объективными: социальная функция объекта; ресурсы микросистемы; конкретный ландшафт; характер поселенческой общины; этнический состав; профессиональная ориентация; социальная и культурная принадлежность и т.п. К субъективным факторам микроуровня можно отнести: систему отношений микросистемы с социумом; социальный статус; ценностные ориентации и социально-групповые интересы; система воспитания членов микросистемы; общественное мнение и настроения.
Исторический, социальный и педагогический опыт ХХ столетия стал великим и трагическим по своим последствиям экспериментом, доказавшим негативную роль в процессе воспитания непрограммируемых воздействий среды.
Каковы ценностные приоритеты в современной военной среде? Ряд исследований, проведенных в 2005-2010 годах структурами МО РФ и ГУВР ВС РФ, свидетельствуют о том, что в смысложизненных ориентациях современных российских военнолужащих на первый план выступают личные меркантильные ценности. При этом значимость патриотических ценностей значительно снизилась, а военно-корпоративных возросла.
К числу мегафакторов следует отнести быстрое исчерпание сырьевых и иных ресурсов планеты, деградацию окружающей природной среды и прогрессирующий рост ее населения. Данные факторы обострили проблемы развитых стран в сырье и энергоносителях. Для решения этих проблем и устранения геополитического конкурента они активизировали в 70-80-е годы экономическую, политическую и информационно-идеологическую войну против СССР. Факторами данных процессов стали подрыв советской экономики и изменение общественного сознания, переориентация государственной элиты и смена вектора общественного развития. Итог действия данных факторов заключается в утрате значительной части территории, ресурсов и подрыве морального духа нации.
На макроуровне: занятие Россией ведомой роли в мировом сообществе; либеральная модель экономики; космополитизация воспитания и образования; подчиненная международному праву правовая система; рыхление государственной организации; снижение экономических возможностей; социальное расслоение общества; служение эффективности социальных систем государства в ущерб глобальным, экспансия Запада и многое другое стало новыми факторами, влияющими на эффективность воспитания и вызывающими негативные трансформации его системы.
Будучи подсистемой, детерминированной высшими уровнями, система воспитания патриотизма военнослужащих в новых условиях, с одной стороны, испытала на себе действие таких факторов как:
а) отсутствие государственной идеологии и ценностей;
б) критическое недофинансирование;
в) недопустимое снижение статуса в обществе;
г) непрофессиональная перестройка системы воспроизводства;
д) усиление непрограммируемых воздействий среды и др.
Вместе с тем, будучи замкнутой, несаморегулируемой системой, она стала испытывать и давление "снизу" на личностном и микроуровнях.
Будучи объективными основаниями развития, эти и другие противоречия, не получая разрешения в существующих рамках, стали причиной резкого снижения неэффективности системы воспитания патриотизма у военнослужащих. Ее руководство, со временем войдя в режим консервации существующих отношений, утратило способность к "распаковке" новых аттрактов и алгоритмов деятельности, что еще более усугубило существующее положение. Во многом причина заключается в том, что в 90-е годы руководство системой воспитания личного состава ВС РФ было возложено на непрофессионалов. В современных условиях, когда обстановке углубления системного мирового кризиса проводится глубокое реформирование ВС РФ значимость учёта вышеперечисленных факторов возрастает.
Педагогические заметки:
Виды чтения
В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста. ...
Этапы становления фонематического слуха у дошкольников
Работа по развитию у ребенка тонкого фонематический слуха и правильного звукопроизношения невозможна без знания общих закономерностей развития речи, этапов ее формирования и осознания звуковой стороны языка. Авторы книги «Основы логопедии» Т.Б. Филичева, Н. А. Чевелева и Г. В. Чиркина считают, что ...
Литература - это искусство, к которому нужно уметь подойти
Литература - уникальный вид искусства, и ни один видеофильм или компьютерная игра не заменит общения с книгой. Учеников необходимо учить любить художественное слово, ценить искусство. Как сформировать читательскую активность? Как развить у учеников качества настоящих читателей, умения видеть и цени ...