Значение трудового воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Значение трудового воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

Страница 1

Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие старших дошкольников в труде является действенным фактором взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба детей, трудовые умения и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в воспитании с давних времен выступает как весьма существенная педагогическая тенденция.

Необходимость трудового воспитания в дошкольных учреждениях обусловила большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики —К.Д.Ушинского, А.С. Макаренко и др. Различные аспекты трудового воспитания исследованы И.Ф.Харламовым , В.А.Сухомлинским, Н.М.Аскариной и др.

Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие детей. Труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы ребенка и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность. К.Д.Ушинский в свое время писал: "Кто не испытал живительного, освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда - тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать".

Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность, творческую смекалку.

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании детей. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием сознания дошкольников. В этой связи К.Д.Ушинский подчеркивал: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни".

Существенная функция труда состоит в формировании у детей коллективизма и взаимной требовательности. А.С.Макаренко утверждал: "Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда."

А.С.Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств: "Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие - хуже, одни способны только к самому простому труду, другие - к труду более сложному и, следовательно, более ценному".

Все это показывает, какую огромную роль играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и всестороннем развитии детей. В этом смысле особое значение приобретают слова К.Д.Ушинского о том, что "воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой".

Таким образом, трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности детей и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявления в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Организация проведения занятий в малокомплектном детском саду
Решение образовательно-воспитательных задач в соответствии с требованиями "Программы воспитания в детском саду" и с учетом особенностей обучения детей разного возраста изобразительной деятельностью в смешанной группе осуществляется главным образом в форме занятий трех типов [1, с.102]: 1) ...

Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта младших школьников
Термин "эмоциональный интеллект" появился в американской психологической литературе в начале 90-х годов XX века. Джон Мэйер и Питер Сэловей первыми дали научное определение этому понятию и разработали первую модель эмоционального интеллекта. Они определяют эмоциональный интеллект как стру ...

Математическое развитие младших школьников
Новая парадигма образования в РФ характеризуется личностно ориентированным подходом, идеей развивающего обучения, созданием условий для самоорганизации и саморазвития личности, субъектностью образования, направленностью на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечива ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru