Методологические основы трудового воспитания старших дошкольников в специальных дошкольных учреждениях

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Методологические основы трудового воспитания старших дошкольников в специальных дошкольных учреждениях

Страница 3

Объединяя старших и младших детей, мы обязательно продумывали, кто кому подойдет наилучшим образом. Ведь не всегда контакт между детьми возникает сам по себе, его нужно обязательно подготовить.

В старшем возрасте возможно более широкое привлечение детей к труду взрослых. Для этого следует использовать самые разнообразные ситуации — уборка комнаты после ремонта, сбор урожая, прополка огорода, подготовка зала к празднику и т. п. Важно, чтобы в ходе совместного дела дети почувствовали, ощутили, что трудиться нелегко, взрослые тратят много сил для того, чтобы жизнь протекала в порядке, чистоте, уюте.

Заранее планируя совместный труд детей и взрослых, следует позаботиться о том, чтобы каждому ребенку обязательно нашлось реальное дело. Нельзя, чтобы одни дети работали, а другие наблюдали. Для каждого надо подготовить необходимые предметы, орудия труда, содержание общего дела.

Во время занятий по ручному труду в старшей группе следует также больше уделять внимания общим, коллективным работам. Это влияет на воспитание чувства общей ответственности за порученное, формирует умение регулировать личные отношения, придерживать посторонние для общего дела желания и намерения. Руководя занятиями, мы не только ставили перед собой цель научить детей трудовым умениям, навыкам (скажем, работы с деревянными заготовками), но и обязательно вводили на занятиях такие приемы, которые будут формировать умение совместно, сообща стремиться к достижению результата. Прежде всего это приемы попеременного использования одного и того же инструмента, материала в ходе работы, общего выполнения определенной части работы, ее этапа, коллективного рассматривания готовой работы, доведения ее общими усилиями до конца.

Например, дети старшей группы готовят к празднику елки новогоднее панно. Делают они его на нескольких занятиях. В комнате труда заранее сдвигают столы, вокруг которых группируются дети. Еще в момент обсуждения предстоящей работы мы намечали с детьми все этапы ее выполнения, особо подчеркивая, что работа общая, в ней будут участвовать все. Поскольку площадь панно достаточно большая, каждый ребенок занимает свое определенное место, выполняет свой участок работы. Однако общий итог сделанному еще раз дает возможность детям убедиться, как важно всем вместе следить за ходом работы, поправлять ее вовремя, не обижаться на критику товарищей.

Старшие дошкольники охотно участвуют в общем труде на огороде, в цветнике. К сожалению, еще очень часто этот труд рассматривается взрослыми исключительно с позиции обучения детей навыкам выполнения сельскохозяйственных работ, связанных с использованием различных инструментов. Не отрицая необходимости такого обучения, его важности, следует больше внимания уделять воспитанию детей во время труда на природе, формированию у них таких нравственных качеств, которые наилучшим образом возникают в условиях именно этого труда.

Надо, чтобы дети, выполняя любые сельскохозяйственные работы, почувствовали радость от соприкосновения с растениями, увидели их красоту, постигли их значение в жизни человека. Обычно приходится наблюдать, как воспитатель, увлеченный стремлением к результату, забывает даже о разговоре с детьми по ходу работы. Все делается молча.

Любовь к природе рождается не только во время прогулок по лесу, но и в процессе заботы о ней, соприкосновения с ней. Труд в природе наилучшим образом решает задачу воспитания у умственно отсталых дошкольников заинтересованного отношения к ней.

Среди разнообразных и традиционных трудовых поручений, которые доступны умственно отсталым дошкольникам старшего возраста, есть и связанные с уходом за животными. Для того чтобы умственно отсталые дети поняли необходимость ухода за животными, осознали его важность, нужно очень доступно рассказать им о жизни тех зверюшек, с которыми они будут иметь дело. Следует объяснить детям, что, для того чтобы животные не болели, о них нужно постоянно заботиться: устроить им удобное жилище (аквариум с чистой водой, водорослями для рыб, клетку с жердочками для птиц), животным нужно обязательно давать корм, а то они погибнут.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Сущность самореализации учащихся
Проблема самореализации субъекта приобретает все большую актуальность во многих науках о человеке: философии, социологии, этике, психологии, педагогике и т.д. Начнем изучение интересующего нас феномена с точки зрения психологической науки. В зарубежной психологии проблема реализации человеком своей ...

Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования
Сущность педагогического образования. Поскольку образование как предмет педагогики – это педагогический процесс, то словосочетания «образовательный процесс» и «педагогический процесс» будут синонимичными. Педагогический процесс — это специально организованное вза­имодействие педагогов и воспитанник ...

Методы и формы изучения раздела "Обработка металла"
При изучении раздела "Обработка металла" мы рекомендуем применять словесные, наглядные, практические методы обучения. Словесные методы обучения: Устное изложение (объяснение, рассказ, лекция). Беседа. Самостоятельная работа учащихся с литературой. Телевидение, звукозапись. Наглядные метод ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru