Содержание и методика занятий по трудовому обучению в специальных дошкольных учреждениях

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Содержание и методика занятий по трудовому обучению в специальных дошкольных учреждениях

Страница 16

Ребенок не замечает допущенных им ошибок не только потому, что ему трудно пооперационно соотнести результаты собственных действий с образцом из-за несформированности действий самоконтроля и самооценки, но прежде всего потому, что у него не сформированы необходимые перцептивные действия, в частности зрительное восприятие величины. Общий принцип композиции величин в предложенной модели он улавливает, а следовать ему в собственных практических действиях оказывается не в состоянии.

2. Практические действия ребенка безошибочны: он правильно подбирает и в нужной последовательности выкладывает фигурки. Однако он использует "бездумный" стиль труда, т. е. копирует образец в буквальном смысле этого слова, выполняет задание на чисто сенсорном уровне. Нередко дети делают это довольно легко — на глаз подбирают фигурки нужного размера и укладывают их в правильной последовательности. Вербальную оценку своим действиям дать не могут, правила выполнения задания не формулируют.

3. Ребенок правильно подбирает и укладывает фигурки, но, как и в предыдущем случае, своих действий объяснить не может. Копирование образца в действиях этих детей носит еще более выраженный характер — ребенок прикладывает каждую выбранную фигурку к соответствующей фигурке образца и, убедившись в совпадении, кладет на соответствующее место. В случае несовпадения берет новую фигурку и снова прикладывает ее к образцу — и так до тех пор, пока не найдет нужную. Работой своей он доволен, оценивает ее положительно, говорит, что у него "все так", а почему "так" — объяснить не может. Обычно дети говорили: "Потому что я старался", "Потому что я смотрел сюда (показывает на образец) и делал", "Я делал, чтобы ровненько было" и т. п.

4. Ребенок действует таким же способом, как и в предыдущем случае (примеривает, прикладывает), но, тем не менее, укладывает фигурки с одной, а иногда и с двумя ошибками. Ошибок не замечает, говорит, что у него "так". Работой доволен. Свои действия объяснить не может.

На 3 уровне поведение детей в ситуации выполнения задания оказалось еще более реактивным. Здесь уже наши испытуемые понимали только то, что им нужно раскладывать фигурки, чтобы получилась елочка, а какая елочка, какую роль в этом раскладывании должен играть образец,— для них это было совершенно безразлично. Дети выкладывали "любую" елочку, работой своей всегда оставались довольны: "Все получилось", "Все сделал хорошо", "Красиво", "Елочка вышла" и т. п. Они были довольны уже тем, что получилась именно елочка.

Самый низкий результат оказался у одного ребенка — Наташи Б. Она не могла уяснить и того, что должна делать елочку. Сначала она просто раскладывала фигурки, а потом построила домик. Ребенок подчиняет свое поведение только материалу, с которым имеет дело.

На фоне результативной стороны деятельности и отношения к ней ребенка нетрудно проследить и другие характерные его особенности как субъекта трудовой деятельности.

Итак, подводя итоги экспериментов, можно сказать, что в идентичных условиях экспериментальных занятий (в условиях организации деятельности по образцу) испытуемые обеих экспериментальных групп показали разные уровни овладения общей структурой трудовой деятельности.

Дети, успешно овладевающие программными требованиями дошкольного учреждения, показали в целом высокий уровень сформированности трудовой деятельности. Они способны к декодированию правил образца — к вербализации основных правил задания, программированию деятельности по способам ее выполнения в основном уже в момент инструктирования, подчинению своих действий созданной программе на весь срок занятия, а также к адекватной оценке полученного результата.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Педагогические заметки:

Обзор научной, методической и научно-популярной литературы по теме исследования
Проанализируем основные научные источники по теории вероятностей и математической статистике и выявим, как отражены в них вопросы, отведенные для изучения в школьном курсе. Число различных определений математической вероятности, предложенное теми или иными авторами научной литературы, очень велико. ...

Экспериментальная работа по развитию выразительности старших дошкольников
Изучив теоретические вопросы развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию старшего дошкольного возраста, мы перешли к опытно-экспериментальной работе. Цель нашей работы – выявление наиболее эффективных средств развития выразительности детских рисунков в процессе ...

Основные цели и задачи артпедагогики и арттерапии
В настоящее время в практике специального образования широко используются такие термины, как «арттерапия» и «артпедагогика». В государственных образовательных стандартах по специальному образованию представлен курс «Основы артпедагогики и арттерапии в специальном образовании». В чем сходство и разл ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru