Еще раз заметим, что описанную выше экспериментальную методику мы использовали как в целях первичной ориентации в уровнях сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности шестилетних детей с нормальным и нарушенным интеллектом, так и в целях контроля за ее формированием у старших дошкольников с нарушениями интеллекта в специально организованных педагогических условиях. В этих случаях на различных этапах воспитания детей были использованы ее варианты.
Из таблицы видно, что воспитанники контрольной группы показали в целом более низкий уровень сформированности саморегуляции: у 33,3% детей 1 уровень. Результаты распределения воспитанников экспериментальной группы по уровням сформированности саморегуляции иные: на 1 уровне — 53,4%; 33,3% — на 2 уровне; 13,3% детей — на 3, низшем по оценочным критериям уровне.
С целью получения по возможности более детальных качественных характеристик проявлений ребенка как субъекта трудовой деятельности мы сочли необходимым: поставить его в условия относительно точного принятия задания взрослого и подчинения ему всех действий на определенный временной интервал; варьировать форму предъявления задания; варьировать задания по содержанию; фиксировать особенности трудовых действий и операций детей не только со стороны подчинения общей цели и программе деятельности, но и технического исполнения; учитывать характерные и типичные особенности эмоционального отношения ребенка как к заданию взрослого, так и к процессу и результату деятельности в соответствии с ним.
Были выделены оценочные критерии овладения шести-семилетними детьми основными компонентами трудовой деятельности: ориентировочно-мотивационным, операционным, регуляционным. В мотивационном компоненте ими стали:
1) интерес ребенка к заданию,
2) особенности эмоционального отношения к процессу и результату деятельности,
3) эмоциональное отношение ребенка к возможному продолжению деятельности.
В ориентировочно-операционном компоненте: 1) особенности вербализации задания (осознания общей цели, средств и способов его выполнения), 2) особенности программирования ребенком предстоящей деятельности, 3) уровень выполнения и осознания трудовых действий.
В регуляционном компоненте: 1) степень полноты принятия задания, 2) степень полноты сохранения задания до конца занятия, 3) качество самоконтроля по ходу выполнения задания, 4) качество самоконтроля при оценке результата деятельности — способен ли критически оценить результат своего труда, адекватно обосновать свою оценку.
В следующей серии экспериментов дети были поставлены в условия выполнения задания, предъявленного в форме наглядного образца. Эксперименты осуществлялись на двух занятиях. Каждый ребенок выполнял два разных по степени сложности задания, но в том и другом случае в соответствии с правилами, установленными им самостоятельно: перед ним ставилась цель деятельности, а требования к способам ее выполнения, конкретную программу он должен был установить на основе образца. "Сделай точно так же, как здесь",— говорил ему взрослый, указывая на образец. Образец деятельности он оставлял перед ребенком на протяжении всего срока занятия, так что при необходимости он мог внести коррективы как в программу деятельности на любом ее этапе, так и в практические действия, включая контрольные.
В протоколе фиксировались особенности ориентировки ребенка на задание, включения его в работу, а также особенности отношения к деятельности, последовательность и характер всех действий до конца работы (ориентировочных, "рабочих", контролирующих) , качество достигнутого результата, его оценка самим ребенком.
Педагогические заметки:
Особенности электронно-развивающего ресурса по оригами
Для изучения младшими школьниками оригами в игровой форме компанией TeachPro был разработан электронно-образовательный ресурс, который успешно применяется в учебной деятельности. Основные моменты, отличающие данное электронно-развивающее пособие по оригами от подобных продуктов находящихся на прила ...
Типовое разнообразие интегрированных уроков биологии и химии
В интегрированных уроках используются общие классические типы и формы преподавания. Однако имеются и некоторые отличия. Рассмотрим типы и формы интегрированных уроков. Урок формирования новых знаний Уроки формирования новых знаний конструируются в формах: урок лекция; урок-путешествие; урок-экспеди ...
Внедрение новых образовательных технологий, как элемент
повышения качества образования
Решение стратегической задачи совершенствования технологий повышения качества образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям: 1) реализация ПНПО как механизма системных изменений и инновационных преобразований в регионе. Реализацию настоящих мероприяти ...