Организация и проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на нравственное воспитание

Информация о педагогике » Возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников » Организация и проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на нравственное воспитание

Страница 2

Итак, сюжетно-ролевая игра дает детям возможность проявлять доброту, заботливость. Но даже направленная на заботу о человеке, животных, игровая деятельность дошкольников в основном протекает без эмоциональных проявлений гуманного характера, хотя по развертыванию сюжета видно, что дети имеют представление об эмоционально-нравственных отношениях между людьми.

Это еще раз доказывает, что развитие сюжетно-ролевой игры без надлежащего педагогического руководства даже в условиях дошкольного учреждения задерживается на уровне воспроизведения действий и внешнего характера взаимоотношений. Конечно, старший дошкольник знает, что врач не только лечит заболевшего (слушает его, делает укол, выписывает лекарство), но и обращается с ним ласково, внимательно, сочувственно.

Но для него на первый план выступает внешняя сторона труда людей, их отношений. И если на проявлении гуманных чувств не делается акцент и взрослый не вносит их в содержание игры, то дети не считают нужным их выявлять. Подобное выпадение гуманных проявлений из игры возможно потому, что оно не нарушает сюжетной канвы игры.

Для формирования у дошкольников гуманных проявлений мы наметили следующие пути: развивать у детей способность понимать состояние, настроение человека по выражению его лица, интонациям речи, движениям, эмоциональным реакциям; стимулировать у дошкольников эмоции, выражающие чувства, доброжелательное и заботливое отношение к людям. Решение этих задач осуществлялось посредством включения гуманных проявлений в основное содержание игр детей. Ориентация на воссоздание эмоционально-нравственных отношений людей достигалась за счет введения гуманных проявлений в атрибутивные признаки роли.

Видимо это объясняется тем, что пятилетним детям еще трудно самостоятельно вычленить заботливость, чуткость врача как компоненты производимых им действий и отношения к пациенту.

Мы прибегали к таким приемам обогащения сюжета и содержания детской игры:

- чтение художественных произведений (чтобы вызвать у детей, в частности у мальчиков, интерес к игре, создать у них образ врача-мужчины, мы решили дать им представление о труде и подвиге медицинских работников в военные годы, читали и обсуждали с детьми отрывки из повестей Е. Ильиной «Четвертая высота» и С. Алексеева «Госпиталь», из очерка Л. Овчинникова «Татьяна — солдат милосердия».);

- проведение дидактических заданий -игр «Отгадай, кто это делает-врач или медсестра», «Что как лечить?»;

- проведение бесед о труде медицинских работников: хирурга, терапевта, окулиста, медицинской сестры.

Игре «Зоопарк» предшествовали чтение произведений о животных (белке, лисе, тигре, обезьяне и др.); рассматривание картинок; проведение дидактических игр («Кому что нужно?», «Покорми животных», «Отгадай название животного по описанию», «Загадки») и настольно-печатных игр («Зоопарк», «Зоологическое лото», «Птицы и животные»); рассказы о труде работников зоопарка.

На следующем этапе акцентировалось внимание на гуманных проявлениях. При этом взрослый выступал в соответствующей роли, что позволяло дать детям представление о том, как ведут себя люди, проявляя чуткость, заботу, готовность поддержать другого в трудных ситуациях, желание выразить сочувствие, откликаясь на чужую радость.

Воссоздавая образы в игре, дети часто не могут передать сложность, логическую последовательность действий, отношений, переживаний взрослых и передают, как правило, только отдельные, наиболее им понятные и запомнившиеся ситуации и взаимоотношения.

Чтобы помочь ребенку вычленить в образе характерные для него особенности, черты, достойные подражания, мы старались раскрыть, показать подлинные мотивы поступков взрослых, учитывая, что для формирования у детей способов гуманных проявлений особенно важно, чтобы мотивация ролевого поведения соответствовала его нравственным образцам. Мотивация необходима в связи с тем, что на ее основе у ребенка возникает новая потребность- поступать гуманно.

Из рассказов воспитателя дети узнавали, что добрый смотритель зоопарка, ухаживая за животными, не просто чистит, кормит их, убирает в клетках. Он всегда очень внимателен к своим подопечным, следит, чтобы они не заболели, обращается с ними ласково, нежно, никогда не обидит, не ударит. Добрый смотритель по-настоящему любит животных, свою работу. И, конечно, его питомцы относятся к нему по-особенному, не боятся его, доверяют ему.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Понятие ритмопластики в современной психологической литературе
По определению Зинкевич-Евстигнеевой Т. «ритмопластика» подразумевает нахождение внутреннего ритма, сообразного природе человека. У каждого человека есть свой ритм: ритм дыхания, сердцебиения, циркуляции крови, бодрствования и сна. Внутренний ритм предопределяет темп жизни, стремления, мотивацию, в ...

Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка с помощью наглядных пособий
Умение использовать наглядность принадлежит к умениям, которые могут легко варьироваться по отношению к разным объектам деятельности, т.е. является обобщённым общеучебным умением. Однако обобщённые умения формируются не сами по себе, а одновременно с предметными умениями. В частности на уроках русс ...

О возможности применения векторных многоугольников для решения физических задач
Применение векторных способов, требующих знания основ тригонометрии (в частности, теорем синусов и косинусов), для решения задач механики в непрофильном 9 классе базовой школы вряд ли эффективно в силу недостаточной математической подготовки учащихся. Эти способы рассчитаны на учащихся классов с уг ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru