Третичная профилактика – это вид профилактики работает на стадии проявившейся болезни. Профилактические меры принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждают возникновение новых проблем.
Под профилактикой также понимается научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
1) Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу риска.
2) Сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка.
3) Содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Дезадаптация может быть вызвана различными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий: нейтрализующие; компенсирующие; предупреждение возникновения обстоятельств, способствующих появлению дезадаптации; устранение этих обстоятельств; контролирование проводимой профилактической работы и ее результатов.
Рычкова Н.А. выделяет следующие направления профилактики дезадаптации в деятельности социального педагога:
– ранняя диагностика детей «группы риска»;
– консультационно-разьяснительная работа с родителями, педагогами, воспитателями;
– мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего;
– организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб;
– патронаж дезадаптированных несовершеннолетних;
– разработка и реализация целостных технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.
Эффективность работы с дезадаптированными детьми во многом зависит от наличия комплексной инфраструктуры, включающей в себя следующие элементы: квалифицированные кадры, организационная поддержка, финансирование со стороны государства, связь с научными подразделениями, а также специально создаваемое для достижения этих целей социальное пространство, в котором формируются свои традиции и методы работы с дезадаптированными детьми и подростками .
Профилактическая деятельность должна опираться на следующие принципы:
– разноплановость усилий, т.е. направленность социальной работы на различные сферы жизнедеятельности детей и подростков;
– единство психосоциальных, педагогических, социальных (а при необходимости – медицинских, биологических) воздействий;
– партнерство как всемерное вовлечение дезадаптированных детей и подростков в восстановительный процесс;
– ступенчатость, постепенность, последовательность, создание «переходов» от одного вида коррекционных, реабилитационных или воспитывающих мероприятий к другому.
– разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме комплексности.
Профилактическая работа проводиться преимущественно с членами педагогического коллектива, опекунами и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности воспитанника, а также с самим ребенком.
Педагогические заметки:
Психологическая характеристика чувств и эмоций аномального ребенка
Эмоции и чувства человека являются одной из форм отражения реального мира. Однако они представляют собой отражение не самих предметов и явлений действительности, а их отношений к потребностям и мотивам деятельности человека. Ослабление деятельности всей высшей нервной системы и снижение уровня и те ...
Роль театрального искусства в формировании эстетической культуры личности
Современная жизнь выдвинула по отношению к человеку комплекс требований, внутри которого одно из важнейших мест принадлежит эстетической грамотности. Эстетически осваиваемый человеком мир состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: эстетическое в объективной действительности; субъектив ...
Некоторые исторические сведения о
преподавании геометрии в России
Геометрия традиционно занимает важное место в среднем образовании. В зависимости от многих как внешних (общеполитические установки, требования экономического развития), так и внутренних (развитие методико-математической и педагогической мысли) факторов, содержание курса геометрии, его цели, способы ...