Изучение особенностей социально-психологической дезадаптации младших подростков

Информация о педагогике » Социально-педагогическая профилактика социально-психологической дезадаптации младших подростков » Изучение особенностей социально-психологической дезадаптации младших подростков

Страница 2

Методика Р.В. Овчаровой «Склонность подростков к отклоняющемуся поведению».

Методика выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении подростков представляется (под ред. Р.В. Овчаровой). Методика содержит семь шкал.

В целом опросник включает 98 неповторяющихся пунктов-утверждений, представленных в приложении 2. Обработка результатов предполагает соотнесение вариантов ответов участников с ключом, представленным в приложении. Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который и сравнивается с тестовыми нормами, приведенными ниже. При отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале больше, чем на 15, измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной.

Цель методики: выявление уровня социальной активности; выявление уровня социальной адаптированности; выявление уровня социальной автономности; выявление уровня нравственной воспитанности.

Таким образом, эмпирическое исследование основано на выявлении у дезадаптированных подростков уровня социально-психологической адаптированности и социальности, склонности к отклоняющемуся поведению.

Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой направлена на определение коэффициента социально-психологической адаптированности, выявление факторов дезадаптации подростков. Методика определяет характер отношений подростка с социальным окружением, выявляет уровень его адаптированности, т.е. согласованность требований социальной среды и личностных тенденций, определяет реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личностную активность, гибкость, социальную компетентность, способность отвечать за свое поведение.

Высказывания опросника сгруппированы по 6 факторам, отвечающим критериям адаптированности и дезадаптированности:

приятие – неприятие себя

приятие других – конфликт с другими

эмоциональный комфорт – эмоциональный дискомфорт

ожидание внутреннего – внешнего контроля

доминирование – ведомость

«уход» от проблем

Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними.

Представленная таблица 1 в приложении 3 демонстрирует низкий индекс социально-психологической адаптированности у 50% участников экспериментальной группы – Сережа Ш., Саша Ш., Женя Т., Коля П., Света К., Алеша П.

Качественную характеристику участников контрольной и экспериментальной группы мы отразили на рисунке 1.

Рис. 1. Характеристика участников исследования по методике «Шкала социально-психологической адаптированности» в контрольной и экспериментальной группах

Данные экспериментальной группы:

Представленный рисунок 1 показывает, что в 1 шкалу вошли испытуемые экспериментальной группы 33%, эта группа имеет высокие показатели по фактору «неприятие себя»;

во 2 шкалу вошли испытуемые экспериментальной группы 25%, эта группа имеет завышенные показатели по фактору «конфликт с другими»;

в 3 шкалу вошли 17%, эта группа имеет завышенные показатели по фактору «эмоциональный дискомфорт»;

в 4 шкалу вошли – 33% группы ожидают контроля своей деятельности со стороны и не могут осуществлять его самостоятельно;

в 5 шкалу вошли 33% доминируют в общении с окружающими, а в 6 шкалу вошли 25% группы в полной мере зависят от других и являются ведомыми;

в 7 шкалу вошли 17% избегают проблем.

Данные контрольной группы группы:

Представленный рисунок 1 показывает, что в 1 шкалу вошли испытуемые экспериментальной группы 25%, эта группа имеет высокие показатели по фактору «неприятие себя»;

во 2 шкалу вошли испытуемые экспериментальной группы 23%, эта группа имеет завышенные показатели по фактору «конфликт с другими»;

в 3 шкалу вошли 15%, эта группа имеет завышенные показатели по фактору «эмоциональный дискомфорт»;

в 4 шкалу вошли – 30% группы ожидают контроля своей деятельности со стороны и не могут осуществлять его самостоятельно;

в 5 шкалу вошли 30% доминируют в общении с окружающими, а в 6 шкалу вошли 23% группы в полной мере зависят от других и являются ведомыми;

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Педагогика Марии Монтессори
Мария была единственным ребенком Алессандpо и Рейнильде Монтессори, которая родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаpавалле. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобл ...

Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования
Сущность педагогического образования. Поскольку образование как предмет педагогики – это педагогический процесс, то словосочетания «образовательный процесс» и «педагогический процесс» будут синонимичными. Педагогический процесс — это специально организованное вза­имодействие педагогов и воспитанник ...

Виды чтения
В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru