Кроме того, 40% участников имеют низкий волевой контроль эмоциональных реакций.
Следовательно, данная психодиагностическая методика способствовала выявлению участников, склонных и уже проявляющих различные варианты девиантного и делинквентного поведения, но сравнивая результаты контрольной и экспериментальной группы видно, что после проведения программы результаты склонностей снизились, следовательно, программа дает положительный результат.
Экспресс – методика М.И. Рожкова «Изучение социальности ребенка» определяет, на сколько у частников экспериментальной и контрольной группы сформированы социальные навыки – адаптиность, автономность, инициативность и гуманистические позиции.
Представленная таблица 3 приложение 6 демонстрирует, что в экспериментальной группе 3 подростков, что составляет 35%, имеют средний и низкий уровень социальности.
Более наглядно результаты качественного анализа представлены на рисунке 7.
Рис. 7. Повторные результаты по методике Экспресс – методика М.И. Рожкова «Изучение социальности ребенка» в экспериментальной и контрольной группах до и после проведения программы
Представленный рисунок демонстрирует, что в экспериментальной группе низкий уровень социальной активности имеют 25% участников. Низкий уровень социальной адаптивности имеют 10% участников. Низкий уровень социальной автономности выявлен у 35% участников. По результатам методики М.И. Рожкова гуманистические позиции сформированы недостаточно у 25% участников.
Результаты контрольной группы остались без изменений. Следовательно, проведенная программа на экспериментальной группе дает положительный результат.
Качественный анализ результатов представлен на рисунке 8, где предлагается диаграмма, отражающая сводные данные, составленные по результатам всех проведенных психодиагностических методик.
Представленная на рисунке 4 диаграмма позволяет сделать вывод о том, что 20% участников экспериментальной группы по всем проанализированным показателям проявляют ярко выраженную социально-психологическую дезадаптацию в своем поведении, это на 30% меньше до проведения программы. В экспериментальной группе у 4 испытуемых не выявлен уровень дезадоптации. В контрольной группе результаты остались прежними.
Рис. 8. Повторные результаты испытуемых по всем рассмотренным методикам в контрольной и экспериментальной группах
По результатам всех методик можно сделать вывод, что в экспериментальной группе результаты улучшились, следовательно, разработанная и проведенная нами программа дает положительный результат.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что на поведение и развитие личности дезадаптированных подростков, значительное влияние оказывают уровень социально-психологической адаптированности, склонность к девиантному нарушению, сформированности социальных навыков и доказало эффективность организации целенаправленной профилактической работы с младшими подростками.
Противоречие исследования в том, что есть определенные трудности при организации профилактической работы с дезадаптированными подростками, и наряду с этим недостаточно социально-педагогических разработок практической деятельности по данному направлению позволило сформулировать цель данной работы – изучить социально – педагогическую профилактику социально – психологической дезадаптации младших подростков.
Для этого были выбраны объект исследования – профессиональная деятельность социального педагога и предмет исследования – возможности и способы социально – педагогической профилактики социально – психологической дезадаптации младших подростков.
В ходе проведенного исследования поставленные задачи были полностью решены.
1. Раскрыли теоретические основы исследования проблемы социально – психологической дезадаптации младших подростков в психолого – педагогической литературе
2. Определили основные подходы к работе социального педагога по профилактике социально – психологической дезадаптации младших подростков.
3. Изучили особенности социально – психологической дезадаптации младших подростков
4. Разработали и апробировали программу работы социального педагога по профилактике социально – психологической дезадаптации младших подростков и проанализировали динамику результатов ее исследования.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ с. Сеченово. Целью нашего исследования явилось изучение социально – психологической дезадаптации младших подростков. В исследовании принимали участие 36 подростков, в экспериментальную группу вошло 18 человек 5 «А» класса, а в контрольную группу вошло 18 человек 5 «Б» класса.
Педагогические заметки:
Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых
Упражнение 1 Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, ...
Дидактика и ее основные категории
Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий и didasko — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогич ...
Педагогические условия самореализации учащихся в
музыкальной деятельности
Принимая во внимание факт значимости роли самого субъекта в протекании процессов "само" считаем учесть и положение об объективной их внешней заданности, определяющей в каком пространстве/среде, где, при помощи каких способов и при влиянии каких факторов происходит данный процесс. Это прив ...