Эмоции и чувства человека являются одной из форм отражения реального мира. Однако они представляют собой отражение не самих предметов и явлений действительности, а их отношений к потребностям и мотивам деятельности человека.
Ослабление деятельности всей высшей нервной системы и снижение уровня и темпа психического развития ребенка с нарушением интеллекта придают его эмоциональным процессам ряд специфических особенностей.
Кратко охарактеризуем некоторые из них.
Прежде всего, необходимо указать на незрелость чувств ученика специальной коррекционной школы VIII вида. Эта незрелость объясняется слабой интеллектуальной регуляцией чувств, вызванной недоразвитием познавательной деятельности школьника-олигофрена. Незрелость чувств ребенка с нарушением интеллекта проявляется, во-первых, в недостаточной их дифференцированности, переживания весьма примитивны, диапазон их крайне невелик. Ребенок испытывает только или удовольствие, или неудовольствие. Как отмечают С.С. Ляпидевский и Б.И. Шостак, его «чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя». Во-вторых, ребенок с нарушением интеллекта довольно часто проявляет чувства, не соответствующие по своей силе или динамике внешним воздействиям. Так, например, дети-олигофрены очень легко и поверхностно переживают какие-либо серьезные жизненные события. Они не понимают действительный смысл этих событий. Обычны для детей с нарушением интеллекта и быстрые переходы от одних настроений к другим. В то же время есть дети, у которых малосущественный повод может вызвать переживание большой силы. Ребенок-олигофрен не в состоянии отказаться от какого-либо проявленного им желания, несмотря на явную его нецелесообразность.
Слабость интеллектуальной регуляции чувств не позволяет ученику с умственной отсталостью перестроить чувства сообразно ситуации. Он не может подавить в себе обиду, хотя понимает, что обидеть его не хотели; не может удовлетвориться лучшей вещью взамен той, которую хотел получить, и т.д. Наконец, незрелость чувств ребенка с нарушением интеллекта, вызванная слабой интеллектуальной регуляцией, сказывается в импульсивности поведения, в склонности к аффективным состояниям, вспышкам раздражения, гнева и т.п.
С опозданием и очень трудно у детей с нарушением интеллекта формируются высшие духовные чувства. Формирование их требует слияния мысли и чувства. А между тем недоразвитие способности обобщения и абстрагирования затрудняет образование у ребенка соответствующих моральных понятий и представлений, в связи с которыми и формируются моральные чувства у школьника-олигофрена, с трудом вырабатываются и переходят в переживания нравственные понятия и нормы, которыми он мог бы руководствоваться в оценке своих действий и поступков. Слабость мысли мешает выработке моральных чувств. Это зачастую делает отношение к своему поведению некритичным, отсюда нарушения самых элементарных принципов морали .
Высшие чувства все же могут быть воспитаны у школьников-олигофренов, для этого требуется специальная педагогическая работа. Правда, высшие чувства у таких детей могут сформироваться на уровне более элементарном, чем у нормального. Чувство долга, чести, совести, ответственности даже у старшеклассников специальных коррекционных школ VIII вида не может сформироваться во всей своей глубине. Это связано с тем, что некоторые моральные понятия не наполнены для ребенка конкретным смыслом, с тем, что он не понимает сложных моральных отношений между людьми, не умеет соотнести общественные требования со своими собственными потребностями переживаниями и действиями. Поэтому воспитание высших чувств специальная коррекционная школа VIII вида осуществляет в более упрощенной и конкретной форме: оно должно сочетаться с формированием у школьника высших духовных потребностей. Если нет должной заботы о формировании высших чувств, в жизни ребенка все большее место занимают элементарные потребности, а стало быть, и элементарные чувства, которые приобретают стойкий характер и накладывают отпечаток на весь облик ученика специальной коррекционной школы VIII вида, влияют на мотивы его деятельности и поведения. Так, например, дисциплинированность и старательность долго побуждаются мотивом подчинения («так велят», «так нельзя», «не разрешают»). Точно так же, лишь значительно позже, в ходе специальной работы у детей формируются познавательные интересы и любовь к труду как мотивы учебной и трудовой деятельности.
Своевременная и настойчивая работа по формированию высших духовных потребностей и высших чувств обеспечивает им ведущую роль в эмоциональном развитии ребенка с нарушением интеллекта .
Давно уже доказано отсутствие у детей с нарушением интеллекта наследственного аморализма, непреодолимой склонности к лени, обману, недобросовестности. Допускаемые ими нарушения моральных требований лишь следствие непонимания норм морали, и главное – недостаточной заботы об их воспитании. В процессе воспитательной работы ученики специальной коррекционной школы VIII вида успешно овладевают (в доступной для них степени) нормами общественного поведения и при наличии благоприятных условий достаточно последовательно их соблюдают.
Педагогические заметки:
Основные направления работы педагога дополнительного образования по профессиональной
ориентации школьников
В общем направлении активизации профессионального самоопределения принято выделять следующие направления: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее. Мы их опишем в контексте работы педагога дополнительного образования (ниже педагог ДО). Информационно-просветитель ...
Изучение особенностей социально-психологической дезадаптации младших
подростков
Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ СОШ с. Сеченово. Целью нашего исследования явилось изучение социально – психологической дезадаптации младших подростков. В исследовании принимали участие 36 подростков, в экспериментальную группу вошло 18 человек 5 «А» класса, а в контрольную г ...
Роль межпредметных связей в формировании художественной культуры школьников
Принимая во внимание межпредметные связи, формирование художественной культуры ребенка в школе может проводиться практически на всех уроках. Особое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобразительного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать ...