А.М. Столяренко акцентирует внимание на "формировании", подразумевает содержательное обогащение его, сопровождающееся оформлением, возникновением и изменением внешне проявляющихся особенностей, а "формирование человека" он понимает как самую ответственную и серьезную проблему в индивидуальном плане, проблему жизни, самореализации себя в ней, личного достоинства, успеха и благополучия, проблему предупреждения сожалений в преклонные годы о необратимо упущенных возможностях; в общественном плане – проблему состояния и будущего благополучия общества.
Театральное искусство объявляется основным и едва ли не единственным фактором нравственного, эстетического, гражданского воспитания личности. При этом зачастую его влияние искусственно вырывают из общей духовной атмосферы, в которой вращается человек, игнорируется определяющая роль трудовой деятельности и социальных отношений в формировании духовного и, уже, творческого потенциала личности.
Роль искусства в процессе формирования личности можно определять как корректирующую, обогащающую, усиливающую нравственно-эстетическое и творческое влияние труда, окружающих условий. Искусство в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих противоречий в процессе развития творческой личности, снимает дисгармонирующие факторы, создает определенный художественный фон.
Роль театрального коллектива как творца оригинальных произведений искусства или их интерпретатора имеет относительную ценность, на первый план выступает проблема его педагогической направленности, выполнения им социально-педагогической функции.
Говоря о специфике театра как предмета воспитания, средства всестороннего и гармонического развития личности, следует отметить, что искусство не является единственной формой общественного сознания, формирующей личность. Воспитательную нагрузку осуществляют наука, политика, идеология, мораль, право. Но воздействие каждой из этих форм общественного сознания носит локальный характер. Мораль определяет нравственное воспитание, право - правовое, идеология, политика - идейно-мировоззренческое.
Театр, влияя на сознание, духовно-эмоциональный мир человека, (тем самым формирует его целостный облик; активно содействует духовному росту, воспитывает идейные и нравственные убеждения, стимулирует, социально-преобразующую деятельность, повышает политическую культуру, культуру труда и быта.
Эстетическая игра, развлечение незаметно переводят богатство нравственного содержания искусства в личностное достояние. Формируется целостное отношение человека к миру, накладывается отпечаток на все стороны его жизни и деятельности, на отношения, понимание цели и смысла жизни. Театр обостряет ум, нравственно облагораживает чувства, расширяет кругозор. Процесс «катарсического» - «очищающего» воздействия искусства, конечно, сложен и неоднозначен. Он связан глубинными корнями с явлениями, происходящими в психике, духовном мире личности; на него оказывают непосредственное или опосредованное влияние факторы социального бытия, которые могут, как усиливать, так и снижать эффективность процесса.
Советскими психологами, в первую очередь Л. Выготским, С. Рубинштейном, Б. Тепловым, Л. Якобсоном, достаточно всесторонне и глубоко проанализировано и экспериментально подтверждено влияние театра на развитие личности: умственное, нравственное, эстетическое; вскрыты природа художественных способностей и предрасположенность человека к театральному искусству как форме деятельности.
Основной приметой взаимодействия искусства с человеком является глубокая эмоциональная, чувственная основа этого процесса. Однако эмоциональная интенсивность различных видов деятельности неодинакова. В научном познании эмоции носят подчиненный, фоновый характер. Здесь на первом плане мышление, сознание. В искусстве, художественной практике доминирующее значение имеют эмоции, эмоционально-чувственный опыт. На их основании возникает и сознательное, идейно-образное видение, и понимание содержания искусства.
Педагогические заметки:
Диагностика уровня самоконтроля поведения гиперактивных подростков
Произвести более детальную оценку уровня самоконтроля поведения нам помогли следующие критерии: 1. способность прилагать усилия воли для преодоления препятствий; 2. способность контролировать эмоции; 3. степень коммуникативного контроля в общении. Методики для определения самоконтроля поведения гип ...
Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста
Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность. Раскрытие закономерностей успешного обучения является основной проблемой советской дидактики. Советска ...
Педагогика Марии Монтессори
Мария была единственным ребенком Алессандpо и Рейнильде Монтессори, которая родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаpавалле. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобл ...