Поскольку культура по своей природе является эстетико-художественным феноменом, в котором особое значение приобретает стремление человека к красоте, эстетическая культура является составной частью культуры как "совокупности эстетических ценностей, способов их создания и потребления" . В структуру эстетической культуры входят эстетическое сознание людей, эстетические моменты различных видов деятельности и эстетическое воспитание. В.А. Разумный утверждает, что суть эстетического воспитания в активном, целенаправленном формировании и совершенствовании системы эстетических потребностей личности, той сферы ее духовной жизни, которую обобщенно принято называть эстетической культурой. Особое место в ней занимает художественно-эстетическая деятельность людей. В понятие эстетической культуры входят представления о красоте, средствах и формах их воспитания и воплощения [20].
Эстетическая культура человека – это в первую очередь культура чувственного освоения мира, включающая в себя два аспекта, соответствующих двум органически взаимосвязанным сторонам трудовой деятельности человека. Материальная культура охватывает всю сферу деятельности человека и ее результаты (орудия труда, процесс труда, одежда, жилище и др.). Духовная культура охватывает сферу сознания (политика, право, философия, эстетика, искусство, религия и др.). Материальная и духовная культуры связаны между собой.
Что касается понятия "эстетическая культура личности" (индивидуальная эстетическая культура), то оно пока не нашло адекватного раскрытия. У.Ф. Суна, А.В. Пирадов обоснованно соотносят эстетическую культуру личности с эстетической культурой общества, подчеркивая социальную обусловленность индивидуальной эстетической культуры человека. Однако истолкование этого понятия у них неоднозначно. Так, по мнению У.Ф. Суны, личная эстетическая культура есть мера освоения человеком эстетических ценностей и мера его участия в их создании . Несколько иного мнения придерживается А.В. Пирадов, который выделяет и анализирует в структуре индивидуальной эстетической культуры ряд личностных свойств, без которых невозможно активное участие человека в эстетическом познании и творчестве. С.М. Каргапольцев утверждает, что содержательные сферы формирования эстетической культуры личности могут быть связаны с уровнями проявления эстетического как выразительного.
Характеризуя место индивидуальной эстетической культуры в духовном облике человека, Л.П. Чурина справедливо полагает, что эстетическую культуру нельзя себе представить как простую составляющую общей культуры личности. Это как бы суммированный показатель, высший эталон всех сторон личной культуры.
Эстетическая культура человека основывается на его мировоззрении, на его нравственных устоях и находит свое реальное выражение в его облике, в его поступках, в определенных формах поведения, в вещах, которые он использует, которыми он себя окружает.
В научной литературе даны теоретические основы процесса формирования эстетической культуры, выделены ее специфические признаки:
- Н.Н. Румянцева определяет эстетическую культуру как культуру быта, которая складывается из представлений о красоте, одежды, жилища;
- А.С. Егоров считает, что постижение эстетической культуры идет через культуру труда, производство ритмов и режимов в работе;
- Н.В. Савин рассматривает эстетическую культуру как формирование эстетического чувства, особой эмоциональной отзывчивости человека к прекрасному в искусстве, природе, труде, общественной жизни и поведении людей;
- А.В. Пирадов выделяет в эстетической культуре ряд личностных свойств, без которых невозможно активное участие человека в эстетическом познании и творчестве ;
- В.Н. Липский считает, что эстетическая культура – один из компонентов духовной культуры, это единство чувств, вкусов и идеалов, которые материализуются в процессе преобразования мира по законам красоты, это культура чувственного освоения и преобразования мира в соответствии с созданными определенным обществом возможностями для максимального раскрытия сущностных сил человека, поэтому эстетическая культура носит конкретно-исторический характер;
Педагогические заметки:
Другие образовательные учреждения по подготовке
кадров для органов и войск МВД России
Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар) Астраханский филиал (г. Астрахань) (преобразован в суворовское училище МВД России) Махачкалинский филиал (Республика Дагестан, г. Махачкала, пос. Ленинкент) Новороссийский филиал (Краснодарский край, г. Новороссийск) Ставропольский филиал (г. Став ...
Сущность понятия « школьная готовность» и её основные составляющие
В первом параграфе нашей работы мы попытаемся рассмотреть сущность понятия «школьная готовность», ее основные составляющие. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Меняется образ жизни ребёнка, условия его деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Одной из задач до ...
Особенности нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравст ...