В свою очередь уровень эстетической культуры того или иного человека, возможно, выявить, исследуя не только уже имеющиеся знания и навыки в данной сфере, но и желание к приобретению дополнительных знаний и навыков, а также проявления себя в творчестве.
Таким образом, можно говорить о том, что структура эстетической культуры включает в себя: театрально-эстетическую мотивацию, театрально-эстетические знания, интеллектуально-эмоциональную воспитанность и творчество, как опыт театрально-эстетической деятельности.
В данном контексте следует понимать мотивацию, как побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; знания, как совокупность представлений и понятий человека о предметах, явлениях и законов действительности формируемых в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования и жизненного опыта; умения, как освоенные субъектом способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков; творчество, как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Говоря об эстетической готовности, следует понимать ее как одну из составных частей формирования личности. Личность – это человек, интегрированный в культуре, находящейся в диалоге с ней. В современных условиях наиболее престижными свойствами человека культуры является свобода, духовность, гуманность, творчество, поэтому личность в современном представлении – это человек свободный, духовный, гуманный, творческий, способный к нравственному выбору и ответственному поведению[3]. Личность целостно воспринимает, осознает себя в этом мире как «Я». Путь к творчеству студентов начинается с осознания, а главное, с создания «Я-концепции» творческого саморазвития.
Стартовый уровень развития личности в нашем исследовании мы определили как «Я-потенциальное». Под «потенциальным» понимаются свойства, возможности личности, которые могут осуществляться и быть реальностью только при определенных условиях. В процессе включения студента в творческую деятельность основным проявлением и выражением творческого развития становится проблемность, желание узнавать, открывать «Я-потенциальное». Личность начинает верить в свои силы, творческие возможности: «Я смогу!».
Понятия "развитие" и "формирование" взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Существуют различные трактовки этих категорий. Л.Д. Столяренко утверждает, что развитие – это объединенный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, выделяя физическое, психическое, социальное и духовное развитие. В то же время исследователь отмечает, что "развитие личности" осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
И.П. Подласый фиксирует внимание на "развитии личности" как на сложном процессе объективной действительности, ее дифференцированных составных компонентах – физических, психологических, духовных, социальных и др. Под "формированием" ученый понимает процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.
В.И. Смирнов объясняет понятие "развитие" как процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная сфера, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное, стихийное влияние среды) факторов; "формирование" – как процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитание).
Педагогические заметки:
Особенности творческого воображения
детей младшего школьного возраста
У ребенка воображение формируется в игре и вначале неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. У детей 6-7 лет воображение уже может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Большинство детей не любит очень натуралистические игрушки, предпоч ...
Векторные треугольники скоростей и перемещений в
задачах
Кинематика изучает „геометрию” движения - математическое описание движения без анализа причин, его вызывающих. Другими словами, без выяснения вопроса, почему рассматриваемое движение происходит именно так, а не иначе, устанавливается математическое соотношение между его различными характеристиками, ...
Перспективно-тематическое планирование факультатива. Определение места и значения
факультатива в профессиональной подготовке будущих специалистов
Проведение факультатива «Декорирование окон», предназначенного для будущих дизайнеров представляется нам достаточно актуальным на сегодняшний день. Современное общество России, живущее
в рыночном изобилии, стремится жить более красиво и комфортно. И текстильное оформление интерьеров завоевывает нов ...