Гуманитарная подготовка студентов Читинского торгово-экономического колледжа выполняется дисциплинами гуманитарного цикла, предусмотренными стандартом среднего профессионального образования. Цель гуманитарной подготовки учащихся колледжа – единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития, саморазвития и самообразования личности будущего специалиста независимо от конкретной специальности. Основным направлением работы преподавателей гуманитарных дисциплин ЧитТЭК является сочетание усвоения предметных знаний, умений и навыков с развитием ключевых компетенций. Занятия по дисциплинам гуманитарного цикла проводятся в нестандартных, активных и интерактивных формах, нацеленных на формирование студента как субъекта учебной деятельности и воспитания его как личности, а также с использованием инновационных технологий реализации компетентностного подхода в обучении:
дисциплина «Философия»
тема «Смысл жизни» – ток-шоу;
тема «Научные познания» – урок – игра;
тема «Философия искусства – урок с использованием позиционной технологии;
дисциплина «Основы этики»
тема «Любовь как высшая моральная ценность» – урок – дискуссия
дисциплина «Экология»
тема «Проблема сохранения человеческих ресурсов» – урок – дискуссия
дисциплина «Английский язык»
темы «Основные особенности английского языка», «Продовольственные товары и их качественная характеристика» – уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий
тема «Магазины Великобритании и США. Деньги и валюта» – урок – конкурс «Валюта»
тема «Основы маркетинга» – интегрированный урок с использованием кейс-метода и информационно-компьютерных технологий
Главным видимым признаком использования компетентностного подхода в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла в ЧитТЭК является переход от технологий трансляции знаний к активным технологиям, ориентированным на продуктивный творческий процесс.
Развитие современной экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, требует достижения нового качества образования, соответствующего требованиям новой системы общественных отношений и ценностей, новой экономики. В этом контексте компетентностный подход позволяет:
перейти в профессиональном образовании от ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания;
«снять» диктат объекта (предмета) труда (но не игнорировать его);
поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;
увязать более тесно цели с ситуациями применимости (используемости) в мире труда;
ориентировать деятельность выпускников на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций;
положить в основание образования стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и выполняемых задач.
Учитывая все положительные характеристики компетентностного подхода, следует помнить, что речь не идет о быстром и тотальном переходе российского образования на компетентностно-ориентированное обучение. Но ряд позиций, отвечающих направлениям данного подхода, может реализовываться и сегодня, например, формирование информационных и коммуникативных способностей, обобщенных навыков культурного гражданского поведения, способов организации собственной деятельности, качественное усиление практически-продуктивной направленности обучения и др.
Продолжить внедрение в процесс профессионального обучения инновационных методов и технологий реализации компетентностного подхода.
Развивать совместную интерактивную деятельность студента и преподавателя, а также студенческие навыки рефлексии: преподавателю Л.Б. Тароевой разработать методические указания для студентов по созданию электронного языкового портфолио.
Председателю методической комиссии О.А. Цымбало продолжить работу по обобщению опыта использования активных и интерактивных методов обучения в Читинском торгово-экономическом колледже.
Педагогические заметки:
План-график изготовления изделий
На основе таблиц 1 и 2 составляется план-график с перечнем изделий, работ на учебную практику по профилю специальности с определённой продолжительностью времени, который необходим для чёткой организации выполнения работ по изготовлению запланированных изделий. Предполагаемые модели изделий представ ...
Современные факторы, влияющие на эффективность системы
воспитания патриотизма
В Большой Советской Энциклопедии понятие "фактор" определяется как "причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер, или отдельные черты" (нем. Faktor, от лат. Factor - делающий, производящий). Факторы, влияющие на воспитание, понимаются как обстоятельства ...
Образование России и тенденции мирового развития
Под системой общего образования понимается совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования. Принципы построения сис ...