Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия

Страница 3

Осмысление данной схемы позволяет глубже уяснить сущ­ностную характеристику обучения как педагогического про­цесса и дидактические подходы к его практическому осущест­влению.

Эта схема, во-первых, указывает на то, что обучение носит двусторонний характер и обусловливает необходимость тесного взаимодействия педагога и учащихся на всех этапах учебной работы, начиная с постановки ее целей и кончая про­веркой и оценкой знаний. Если на каком-то из этих этапов тот или иной школьник «не включается» в учебно-познавательную деятельность, его обучение прекращается.

Во-вторых, выделение отдельных структурных компо­нентов этого сложнейшего процесса дает четкое представление о том, как нужно подходить к его организации. Как явствует из схемы, эта организация включает в себя постановку целей учеб­ной работы, возбуждение потребности учащихся в овладении изучаемым материалом, четкое определение его содержания, вовлечение учащихся в познавательную деятельность по его осмыслению, усвоению и т.д.

В-третьих, на схеме показано, что активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения не сводится только к использованию учителем отдельных методи­ческих приемов при изложении изучаемого материала, как это иногда представляется. Эта задача должна решаться на всех этапах учебного процесса: и при определении целей учебной работы, и при формировании потребностно-мотивационной сферы учащихся, и при структурировании содержания учеб­ных занятий и т.д.

Динамика процесса обучения. Все трудовые процессы, например, производственные, эксплуатационные, технологические подразделяются на циклы. Там, где они целесообразно выделены и обоснова­ны, представляется возможность управлять трудовыми процессами на научных основах. Очевидно, что такие воз­можности содержатся и в учебном процессе. Всякий труд, в том числе совместный труд учителя и учащихся, осу­ществляется в определенной среде и времени. Следова­тельно, учебный процесс подобно другим процессам должен иметь свои циклы.

Содержанием этого цикла яв­ляется овладение общей схемой учебного материала и ме­тодами его применения. Он занимает большую часть учебного времени. В данном цикле изучение и закрепле­ние нового фрагмента содержания учебного материала проводится параллельно, порой слитно путем системати­ческого привлечения школьников к решению различного уровня сложности и трудности учебных задач. В началь­ном цикле обучения реализуются следующие цели обуче­ния: а) осознание и понимание учащимися основной идеи и практической значимости изучаемого материала путем ана­лиза основных свойств и восприятие общей схемы данной темы; б) освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.

В начальном цикле учебного процесса дидактическое взаимодействие преподавания и учения направляется на расчленение, анализ основных свойств и признаков учеб­ного материала. Противоречие между ранее усвоенным и изучаемым, между обыденно-житейскими и научными знаниями, между учебно-познавательными задачами и ре­альными учебными возможностями школьников становит­ся движущей силой учения и развития. Этот цикл учебно­го процесса состоит из трех основных этапов: 1) подготов­ка учащихся к закреплению и восприятию, изучению нового учебного материала; 2) предъявление и восприятие нового фрагмента содержания учебного материала с помощью из­ложения учителя (информативного или проблемного) или в процессе решения проблемных задач; 3) контроль и самокон­троль успешности восприятия и понимания, а также пер­вичное закрепление изученного. Система учебных задач как средство обучения должна обеспечить в начальном цикле обучения: а) сопоставительное изучение учащимися новых идей, понятий, теорий с ранее усвоенными; б) формирование у школьников целостного представления об изучаемом пред­мете, категориях и закономерностях; в) единство обучения и развития; г) параллельное изучение и закрепление учебного материала. Основными параметрами результативности об­учения в его начальном цикле являются: 1) самостоятель­ное воспроизведение изученного; 2) подтверждение фактами новых знаний; 3) дифференциация основных признаков учебно­го материала; 4) готовность к решению типовых задач.

К нему относится повторение общей схемы учебного материала и отработка метода (методов) его применения. Основной целью этого цикла является конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и ясное их осознание, полное овладение методом (методами) применения этих знаний в учебной практике внутрипредметного характера. Дидактическое взаимодей­ствие преподавания и учения направляется на сбор и ана­лиз фактов по данной теме. Во втором цикле учитель дол­жен нацеливать внимание учащихся на разрешение таких противоречий, как противоречие между знанием и способа­ми его применения, противоречие между знанием и формиро­ванием навыков и умений. Эти противоречия и их разумное разрешение являются стимуляторами и факторами перехо­да от одного уровня усвоения к другому, от менее кон­кретных знаний и навыков к более конкретным знаниям и навыкам. Данный цикл состоит из следующих основных этапов:

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Роль решения задач в процессе обучения физике
В последнее время наблюдается тенденция усиления внимания к решению задач при обучении физике, и им отводится значительная часть курса. Решение задач выступает и как цель, и как метод обучения. Метод решения задач с успехом используется учителями при изложении нового учебного материала и его закреп ...

Информатизация образования: проблемы и перспективы
Успешная информатизация образования порождает ряд социальных проблем . Их нельзя отнести к категории "недостатков", как нельзя назвать недостатком зиму. Зима станет явным недостатком, если у Вас нет дома и теплой одежды. А так, это замечательно красивое время года, и первому снегу мы всег ...

Движущие силы и механизм самовоспитания
Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru