Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия

Страница 2

Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, уме­ния, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.

Внутренняя структура процесса обучения. Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. С этой точки зрения в обучении, как и во всякой чело­веческой деятельности, обычно выделяют следующие струк­турные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоциональ­но-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результа­тивный. Все это позволяет представить внутреннюю структуру и организацию процесса обучения в виде схемы.

Обучающая деятельность педагога

Определение

Формирова-

Определение

Организация

Придание

Регулирова-

Оценивание

целей и задач

ние

содержания

учебно-

учебной

ние и

результатов

П

учебной

потребностей

материала,

познаватель-

деятельности

контроль

учебной

Р

деятельности

в знаниях

подлежащего

ной деятель-

учащихся

за учебной

деятельности

О

учащихся

и мотивов

усвоению

ности по

эмоционально-

дея

учащихся

Ц

 

учебной

учащимися

овладению

положитель-

тельностью

 

Е

 

деятельности

 

учащимися

ного харак-

учащихся

 

С

     

изучаемым

тера

   

С

     

материалом

     

Осознание

Развитие и

Осмысление

Восприятие,

Проявление

Самоконтроль

Самооценка

целей и задач

углубление

темы нового

осмысление,

эмоциональ-

и внесение

результатов

О

учебно-позна-

потребностей

материала

запоминание

но-положи-

коррективов

учебно-

Б

вательной

и мотивов

и основных

учебного

тельного

в учебно-

познаватель-

У

деятельности

учебно-

вопросов,

материала,

отношения

познаватель-

ной деятель-

Ч

учащихся

познаватель-

подлежащих

применение

и волевых

ную деятель-

ности

Е

 

ной деятель-

усвоению

знаний на

усилий в

ность

 

Н

 

ности

 

практике и

учебно-позна-

   

И

     

последующее

вательной

   

Я

     

повторение

деятельности

   
Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Организация форм работы с логическими задачами
Выше неоднократно утверждалось, что развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определённым правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала ...

Педагогические исследования проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста
Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной си ...

Задания, способствующие развитию речи младших школьников
В современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие все более основательно и обосновано сливаются в единый учебно-познавательный процесс. Т.Г. Рамзаева. Методика развития речи – это та область методической науки, которая в настоящее ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru