Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт

Страница 1

Для успешного осуществления обучения как важного средства развития и формирования лич­ности необходимо хорошо уяснить себе: чему надо учить школьников, чем они должны овладевать в процессе учебной работы. Но поскольку обучение направле­но на образование личности и органически связано с ним, то, естественно, речь в данном случае должна идти о содержании образования.

Что следует понимать под содержанием образования? При ответе на эти вопросы следует прежде всего иметь в виду ту систему научных знаний и свя­занных с ними практических умений, которыми необходимо овладеть обучающимся и которые способствуют развитию их умственных и творческих способностей. Но фактический ма­териал каждого учебного предмета органически включает в себя мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи и выводы, которые оказывают большое формирующее влияние на личность. Естественно, что эти идеи и выводы также явля­ются важной частью содержания образования. Поэтому в общем плане под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навы­ков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетичес­ких идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процес­се обучения.

Принципы и критерии отбора содержания образования. В педагогической теории нашли признание принципы форми­рования содержания общего образования, разработанные В. В. Краевским.

Прежде всего, это принцип соответствия содержания образова­ния во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требо­ваниям развития общества, науки, культуры и личности. Он требу­ет включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые от­ражают современный уровень развития социума, научного зна­ния, культурной жизни и обеспечивают личностный рост.

Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обуче­ния при отборе содержания общего образования отвергает односто­роннюю предметно-научную его ориентацию. Он предполагает учет педагогической реальности, связанной с осуществлением конкрет­ного учебного процесса, вне которого не может существовать со­держание образования. Это означает, что при проектировании со­держания общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и свя­занные с ним действия.

Принцип структурного единства содержания образования на раз­ных уровнях его формирования предполагает согласованность та­ких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, лич­ность учащегося.

В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному образованию наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания об­щего образования, как гуманитаризация и фундаментализация.

Принцип гуманитаризации содержания общего образования свя­зан, прежде всего, с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой куль­туры. Для этого гуманитарная культура должна проникать в самую «ткань» содержания общего образования, во все учебные предме­ты. В свою очередь, это требует изменения взаимоотношения и взаимодействия гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, в основе которого должен лежать поворот к личности. Речь идет о качественной реорганизации содержания конкретных учебных предметов (в том числе гуманитарных), которым недостает имен­но человека в его действительном (социальном и природном, объективном и субъективном) бытии. Особенно это относится к обществоведческим дисциплинам.

Преодолеть дегуманизацию общего образования позволяет принцип фундаментализации его содержания. Он требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей, опоры на осо­знание учащимися сущности методологии познавательной и прак­тической преобразующей деятельности. Обучение в этой связи пред­стает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобре­тения умений и навыков.

Фундаментализация содержания общего образования обуслов­ливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию про­цесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Анализ и интерпретация эмпирических данных
В нашем исследовании принимали участие родители детей 6а класса, сами учащиеся и учителя. После проведение анкеты «Поощрение и наказание» мы получили следующие результаты: 1. На вопрос – часто ли вас наказывают? – было дано 59% отрицательных ответов; «время от времени» - 25%; и, наконец, «часто» да ...

Методологическая основа по подготовке и проведению игр
Затеять увлекательную игру, заинтересовать ею играющих, обеспечить ее успех – все это приобретается опытом, требует определенных знаний и навыков. Перед тем, как проводить игру, необходимо придумать процесс игры и предусмотреть все возможные ситуации, которые могут возникнуть по ходу игры. необходи ...

Концепция организации педагогического процесса
Чтобы создать авторскую концепцию по организации педагогического процесса, необходимо определить понятие "педагогический процесс". Согласно определению Б.Т. Лихачёва, педагогический процесс представляет собой целенаправленное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деят ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru