Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт

Страница 2

Принципы гуманитаризации и фундаментализации содержания общего образования вызвали к жизни становление и такого прин­ципа, как соответствие основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности. Исходя из кон­цепции И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, эти компоненты могут быть представлены как когнитивный опыт личности, опыт практичес­кой деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

Когнитивный опыт личности как компонент содержания об­щего образования и базовой культуры включает в себя систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах дея­тельности, усвоение которых обеспечивает формирование в со­знании учащихся научной картины мира, вооружает их диалекти­ческим подходом к познавательной и практической деятельности. Он по праву считается основным, поскольку без знаний невоз­можно ни одно целенаправленное действие.

Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт) включает в себя знания об этих способах, которые присутствуют уже в первом компоненте содержания общего образования и базовой культуры личности. Без таких знаний ни один способ деятельности нельзя выполнить сознательно. Но этих знаний не­достаточно. Нужно усвоить опыт их применения, т.е. умения и навыки, выработанные человечеством. Умения — внешние или внутренние действия, выполняемые на основе знаний в соответ­ствии с поставленными задачами и условиями. Навыки — частич­но автоматизированные действия.

Опыт творческой деятельности как компонент содержания об­щего образования и базовой культуры личности призван обеспе­чить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Его специфика состоит в том, что он не совпадает с содержанием первых двух компонентов.

Опыт творческой деятельности человечество накапливало постепенно. И хотя не во всякой деятельности он формируется и проявляется, творчеству можно научить, но по-иному, чем научают знаниям и умениям.

Опыт отношений личности как компонент содержания общего образования и базовой культуры личности может быть рассмот­рен как система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит не в знаниях и не в умениях, хотя он и предполагает их, а в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям.

Мировоззрение личности представляет собой совокупность по­ложений и идей, теоретических принципов и ценностных ориен­тации, которыми человек сознательно руководствуется в истолковании явлений окружающей действительности и которые определяют содержание, направление и характер его преобразующей деятельности. Научным считается мировоззрение, которое харак­теризуется такими чертами, как диалектичность, историчность, эволюционность. Оно обосновывает человеческое бытие законами развития природы и общества. Такое мировоззрение отражает на­учную картину мира, складывающуюся на основе обобщений со­временных концепций развития природных и социальных явле­ний. Образ научной картины мира позволяют формировать вес учебные дисциплины, но в особенности — обобщающие (обще­теоретические).

Рассмотренные принципы формирования содержания общего образования, следствием освоения которого становится мировоззрение личности, позволяют вычленить критерии отбора основ наук, изучаемых в современной российской средней школе:

• целостное отражение в содержании общего образования за­дач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;

• научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук;

• соответствие сложности содержания учебных предметов ре­альным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;

• соответствие объема содержания учебного предмета времени, отводимому на его изучение;

• учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;

• соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

Государственный образовательный стандарт. Одной из современных тенденций развития содержания об­разования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего необходимостью создания в стра­не единого педагогического пространства, благодаря которому бу­дет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Результаты опытно-экспериментальной работы по организации творческой деятельности учащихся
В Профессиональном училище № 79 осуществляется подготовка специалистов на уровне начального профессионального образования - по специальности «Оператор ЭВМ» на базе 9 классов средней школы. Освоение информационных технологий является составной частью профессиональной и общеобразовательной подготовки ...

Формы и методы работы по правовому воспитанию дошкольников
Обучение осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-то, способ достижения цели. Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. В таком ...

Специфика изучения иностранного языка в средней школе
Для учащихся средней ступени образования (5-9 классы) характерно развитие внутреннего внимания и активности, чему способствует правильное направление работы на начальной ступени. В равной мере можно говорить и о развивающемся произвольном внимании. Внутреннее произвольное внимание получает свое раз ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru