Семья как фактор воспитания и социализации личности

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Семья как фактор воспитания и социализации личности

Страница 7

оно более регламентировано во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, разработка, реализация смысла и др.) между собой жестко связа­ны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому; если в деятельности писателя, художника, ученого вполне допустимы, часто даже необходимы, паузы между этапами твор­ческого акта, то в профессиональной деятельности учителя они практически исключены; педагог ограничен во времени количе­ством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела и др. В ходе учебного занятия возникают предполагаемые и не пред­полагаемые проблемные ситуации, требующие квалифицирован­ного решения, качество которого, выбор наилучшего варианта решения может ограничиваться в силу указанной особенности, в силу психологической специфики решения именно педагогиче­ских задач;

отсроченность результатов творческих поисков педагога. В сфере материальной и духовной деятельности ее результат сразу же ма­териализуется и может быть соотнесен с поставленной целью; а результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умени­ях, навыках, формах деятельности и поведения учащихся и оце­ниваются весьма частично и относительно. Данное обстоятельство существенно затрудняет принятие обоснованного решения на но­вом этапе педагогической деятельности. Развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности учителя позволяют на основе частичных результатов предвидеть и прогно­зировать результат его профессионально-педагогической деятель­ности;

сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной дея­тельности. Атмосфера творческого поиска в учительском и учени­ческом коллективах выступает мощным стимулирующим факто­ром. Учитель как специалист в определенной области знаний в ходе образовательного процесса демонстрирует своим учащимся творческое отношение к профессиональной деятельности;

зависимость проявления творческого педагогического потенциала учителя от методического и технического оснащения образователь­ного процесса. Стандартное и нестандартное учебно-исследователь­ское оборудование, техническое обеспечение, методическая под­готовленность учителя и психологическая готовность учащихся к совместному поиску характеризуют специфику педагогического творчества;

умение учителя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение в деятельности уча­щихся. Способность педагога организовать общение с учащимися как творческий процесс, как диалог, не подавляя их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации. Педагогическое творчество, как правило, совершается в условиях открытости, публичности дея­тельности; реакция класса может стимулировать учителя к им­провизации, раскованности, но может и подавлять, сдерживать творческий поиск.

Выделенные особенности педагогического творчества позво­ляют полнее понять обусловленность сочетания алгоритмическо­го и творческого компонентов педагогической деятельности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Педагогические заметки:

Методика эстетического воспитания в ВУЗе
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и молодого человека по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во ...

Советы логопеда родителям
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту. 2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, н ...

Некоторые аспекты формирования индивидуальных образовательных траекторий в условиях вариативного образования
Переход к вариативной системе высшего образования является важной частью образовательной реформы и нацелен на приведение форм и содержания образования в соответствие с изменившимися условиями общественной жизни и экономики, с новой интерпретацией понятия грамотности и общей образованности, в том чи ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru