Специфика изучения иностранного языка в средней школе

Страница 1

Для учащихся средней ступени образования (5-9 классы) характерно развитие внутреннего внимания и активности, чему способствует правильное направление работы на начальной ступени. В равной мере можно говорить и о развивающемся произвольном внимании. Внутреннее произвольное внимание получает свое развитие благодаря тому, что на начальной ступни обучение велось с расчетом на развивающиеся непроизвольное внимание. Это учитывалось как содержанием, так и формами работы. В результате интерес к иностранному языку, как к новому предмету должен усилиться за счет интереса, появившегося к самой деятельности, связанной с изучением лексического, фонетического и грамматического материала на уроке и дома, и к содержанию предмета. Постоянным и все время развивающимся фактором становятся интеллектуальные запросы учащихся. Следовательно, содержание материала и формы работы должны соответствующем образом меняться. Изложение материала должно все более и более приближаться и по своему существу и по формулировкам к научному изложению. Содержание учебных текстов должно соответствовать уровню общего развития учащихся.

Внимание становится более устойчивым, поэтому отпадает необходимость в частой смене видов работы на уроке.

В 7 классе уроки целесообразно строить таким образом, чтобы их можно было классифицировать по преобладающему содержанию: уроки грамматики, лексики; по преобладающему виду работы: уроки аналитического чтения, устной речи, проверки домашнего чтения.

Такой перестройки работы будет соответствовать и сам языковой материал, который в 7 классе становится достаточно сложным и большим по объему.

У учащихся средней ступени обучения уже достаточно развита внутренняя речь, поэтому, читая на родном языке, учащиеся лучше воспринимают и осмысляют содержание прочитанного «про себя». Это, однако, лишь частично относится к иностранному языку. Читая иностранный текст, учащиеся испытывает потребность в громком чтении, чувствуя в этом дополнительную опору для понимания. В отношении трудных учебных текстов это положение остается в силе и в старших классах. Читая легкие тексты, предназначенные для домашнего чтения, в которых почти нет незнакомых слов, учащиеся, как правило, не прибегают к громкому чтению, так как полное артикулирование при недостаточном развитом навыке соотнесения графического и звукового образов слова отвлекает внимание от содержания теста. В этом случае чтение иностранного теста протекает «про себя», и, следовательно, артикулирование ограничивается той степенью его полноты, которая соответствует природе внутренней речи.

Из этого следует, что нужно поощрять громкое чтение иностранного текста; оно крайне необходимо как упражнение в правильном произнесении фонем в потоке речи и для соблюдения связанных с этим закономерностей произношения, свойственных изучаемому иностранному языку. Вместе с тем при чтении легких по языку текстов нужно давать учащимся установку на чтение «про себя», с тем, чтобы усиливать работу над выработкой этого крайне нужного навыка.

Для учащихся средней ступени обучения характерно развитие словесно-смысловой памяти, которая постепенно занимает доминирующее место. Восприятие чисто словесного объяснения все с меньшей степени нуждается в поддержке средствами внешней наглядности. В силу этого объем предлагаемого к изучению и запоминанию материала может быть значительно увеличен. Это увеличение объема материала мотивируется не только развитием словесно-смысловой памяти, как объективным фактором общего развития учащихся, но и тем, что к этому времени учащимися уже накоплены знания определенного лексического и грамматического материала, что методы работы над изучением и запоминанием нового материала становятся иными, так как новый материал в той или иной степени связывается учащимися с ранее изучаемым материалом, вплетается в этот изученный материал, сходный или резко контрастный как по содержанию и функционированию, так и по форме.

В заключении своей работы хочется отметить еще раз, что игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых методов на уроках иностранного языка в старшей школе соответствует познавательным потребностям подростков. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Сущность экологического образования и воспитания
Экологическое образование и воспитание необходимо рассматривать как два тесно взаимосвязанных звена в целостном процессе развития экологической культуры личности. Специфика процесса воспитания связана с воздействием на духовную сферу личности и оперированием системой понятий "ценности отношени ...

Динамика результатов исследования по итогам реализации программы
После проведения программы мы провели повторное исследование по методикам: Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда; Методика Р.В. Овчаровой «Склонность подростков к отклоняющемуся поведению»; Экспресс – методика М.И. Рожкова «Изучение социальности ребе ...

Социально-педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания военнослужащих
Система воспитания патриотизма у военнослужащих функционирует в динамичной социальной среде. Особенность современной социальной среды заключается в том, что в российском обществе она имеет нестабильный, неустоявшийся характер и идеологическую мозаичность. Устойчивая линия социального поведения неда ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru