Преимущественно причинами задержки психического развития являются:
- функциональные нарушения центральной нервной системы, либо минимальные органические повреждения, перенесенные в раннем детстве долгосрочные хронические соматические заболевания;
- нахождение с момента появление на свет в «доме ребенка» и дошкольного детского дома.
- церебрастенические состояния, а также сложный (т.е. с признаками органической недостаточности) психофизический и психический инфантилизм.
Эти обстоятельства, а также тяжелые соматические заболевания приводят к функциональным нарушениям центральной нервной системы.
Младшие школьники с ЗПР по особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфере и характеру поведения сильно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных действий для компенсации нарушений.
В развитии мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР обнаруживается своеобразие и существенное отставание, которое выражается в неумении выделять существенные признаки предметов и осуществлять обобщение,в низком уровне развития абстрактного мышления, несформированности таких операций, как синтез, анализ.
Анализ объектов учащихся с ЗПР отличается малой тонкостью и меньшей полнотой. В итоге этого в изображении они выделяют практически в два раза меньше признаков, нежели их нормально развивающиеся сверстники. При анализе признаков деятельность детей ведется чаще всего без плана, хаотично.
Однако следует иметь в виду, что данные результаты могут быть улучшены путем проведения коррекционной работы. В качестве одного из примеров можно использовать задание по сравнению двух рисунков, которые отличаются друг от друга по одному признаку (форма, цвет и т.д.)
Подобные упражнения младшие школьники выполняют на словесном материале, не опираясь на визуальное восприятие. Исследования показывают, что после серии таких работ у детей увеличивается продуктивность анализа. Кроме того, верная организация анализа предметов требует от учителя умения задавать вопросы, побуждающие рассмотреть объект тщательнее, сравнить отдельные его части, выделить различные признаки и заключить, какие из них являются существенными.
Аналогичная картина наблюдается при изучении процесса обобщения. Способность мысленно сравнивать объекты и события, выделять в них общий признак является одним из существенных условий усвоения понятий в процессе обучения. При выполнении задач на группировку объектов по родовой принадлежности у младших школьников с ЗПР четко проявляется низкий уровень сформированности операции обобщения.
Адекватное выполнение таких задач требует, прежде всего, наличие достаточного количества родовых понятий таких, как «животные», «растения», «животные», «мебель» и др. Младшие школьники этой группы могут воспроизвести правильно в среднем только половину необходимых понятий.
Аналогичная картина наблюдается и при воспроизведении видовых понятий.Иногда это происходит из-за недостаточного личного опыта ученика, бедностью его представлений о явлениях окружающей действительности и предметах.
Педагогические заметки:
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
По Л.С. Выготскому, воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. В этом возра ...
Особенности активизации мыслительной
деятельности учащихся старших классов на уроках математики
Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки. Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся. Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. ...
Сравнение показателей успеваемости учащихся 9 «Б» класса по
биологии и химии относительно 9 «А» в ходе всего эксперимента
Далее мы проанализировали полученные в ходе исследования данные показателя успеваемости учащихся 9 «А» класса по биологии и по химии до и после эксперимента, сравнили эти данные. Полученные результаты представлены на рисунке 7. Рис. 7. Сравнение показателей успеваемости учащихся 9 «А» класса МОУ СО ...