Консультационное направление подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора). Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.
Педагог ДО, осуществляющий консультацию по профессиональному выбору, воспринимает саму ситуацию как точку экзистенциального выбора, как событие, направляющее жизнь человека в определенном русле. Поэтому он призван учитывать личность оптанта во всей ее целостности. В школьной практике консультация по профессиональной ориентации подразумевает непременно наличие запроса школьника или его родителей и осуществляется усилиями педагога-психолога или сотрудника центра профориентации.
Педагог ДО, в рамках консультационного направления, может лишь предоставить учащемуся материалы по интересующей профессии: профессиограмму (описание содержания профессии), данные об учебных заведениях, где готовят по данной профессии и периодические издания, в которых говорится о востребованности профессии на рынке труда.
Обучающее (или формирующее). В русле этого направления оптант воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения :
· умение анализировать мир профессий;
· умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора;
· владение стратегиями поиска работы и поиска путей профессиональной самореализации.
То есть, на специально организованных занятиях педагог ДО обучает учащихся компетенции в области профессионального выбора как общей социальной компетенции. В рамках этого направления педагог ДО может проводить специальные личностно ориентированные занятия, как с классом, так и с кружком, направленные на активизацию личности школьника в области профессионального самоопределения, а также строить традиционную библиотечную работу (в том числе с фондом и выставками) с учетом знаний о психологических особенностях учеников, полученных в этом курсе.
Как можно было догадаться из характеристики основных направлений профессиональной ориентации, наиболее близкими к деятельности педагого ДО относятся первое и последнее направления: информационно-просветительское и обучающее.
Основными направлениями в деятельности педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников являются:
– знакомство с содержанием и перспективами рынка профессий; формами и условиями их освоения, требованиями предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалифицированного роста;
– распространение профессиографических материалов;
– информирование школьников о состоянии рынка труда, потребности экономики в квалифицированных кадрах;
– ознакомление школьников с современными видами производства;
– проводят работу по профессиональной ориентации учащихся, формированию у них интересов к профессиям данного производства в процессе их трудового обучения и труда на предприятиях;
– осуществляют меры по профессиональной, производственной и социальной адаптации школьников .
Педагогические заметки:
История канадских университетов
В начале 1990-х в Канаде было 69 университетов и колледжей, которые присваивали ученую степень, в которых постоянно училось 572900 студентов. Среди наиболее крупных университетов страны можно выделить следующие: Университет Альберты (основан в 1906) и Университет в Калгари (основан в 1945) в Альбер ...
Положительные и отрицательные стороны использования компьютерных программ
на уроках
Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной обучающей машиной. Он применяется в обучении всевозможным дисциплинам и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий обучения. Вне зависимости от марки, мо ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией
Дизартрия (от греческих слов: dys – отрицание и arthroo – членораздельно произносить) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наступает из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме. П ...