Понятие инициативности

Страница 1

Для того чтобы поддерживать инициативность, сначала необходимо определиться – что именно необходимо поддержать и как определить, имеются ли какие-либо продвижения.

Сначала рассмотрим данное понятие в словарях:

1) Инициативный

1. Обладающий инициативой, предприимчивостью.

2 Сделавший почин в каком-нибудь деле, проявивший инициативу в чем-нибудь (словарь Ушакова).

А в большой советской энциклопедии есть даже нужное нам определение инициативности:

Инициативность – качество человека, предприимчивость, умение предпринять что-нибудь в нужный момент, находчивость и практичность.

Инициативность – это качество человека или, как я думаю присвоенная, перенесенная внутрь инициатива. Таким образом, инициативность не исключение из теории интериоризации Л.С. Выготского.

Но понятие инициативности не исчерпывается определением словаря, необходимо обратиться к специализированным областям знания.

В рамках образовательного пространства школы Борис Иосифович Хасан обозначает проблему переноса феномена детской инициативы за рамки учебных предметов (где, по его мнению, приобретается способность к инициативе). И это необходимо учесть и в вопросе развития инициативности как качества в рамках детского дома. По мнению Бориса Иосифовича, в настоящее время в школах есть 2 ярких примера предоставления возможности проявить инициативу: самостоятельные и творческие работы. Но начинание такого рода работ побуждается учителем. Для меня очевиден первый вывод: если это качество есть результат присвоения внешних взаимоотношений, то инициативность – это самостоятельное побуждение ребенка, он сам дает себе сигнал к началу. Как бы в подтверждение этого он говорит о том, что детская инициатива на самом деле не подражание взрослому, а сопротивление его подобию. «Ребенок строит свои собственные нормы действования и иные отношения со взрослым». По моему мнению, сопротивление здесь не обозначает бунт, это обозначает желание проявить себя и создать свое собственное. Хасан утверждает, что форма проявления инициативы не дана взрослому, так как она также является продуктом самого ребенка, то, как и где он ее проявит невозможно заказать, иначе это не будет инициативой. В своей статье он говорит и о создании инициативности.

Уманский противопоставляет понятию инициативность (предприимчивость) – только исполнительность. Таким образом инициативность им понимается как некоторого рода независимость.

Инициативность как качество входит в структуру личности организатора. В развитии инициативности важен такой вопрос как направленность этой самой инициативности. И он поддерживает идею о возможности создания условий для складывания инициативности, в частности, направляя это самое складывание. Направлять инициативность можно предлагая широкую сферу деятельностей, в рамках которой ребенок будет проявлять инициативность. Если же разнообразие не достаточно, ребенок сам найдет деятельность, которая бы отвечала его интересам, и не факт, что она будет социально одобряемой, учитывая, например, доминирующий интерес подростка к острым ощущениям и неизведанному.

Ильин рассматривает инициативность как одно из волевых качеств, требующих внутреннего приказа. Опять же внутреннее, собственное качество, которое контролирует поведение, которое проявляется в поведении.

Теперь попробую подвести итог и обозначить окончательный вариант понятия инициативность.

Инициативность – интериоризированное качество человека, предприимчивость, умение предпринять что-нибудь в нужный момент, находчивость и практичность, позволяющее ему проявлять инициативу, быть независимым, строить свою собственную систему отношений и жизнедеятельности.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Педагогические условия формирования музыкального тезауруса школьников средних классов
Изучение тезауруса музыкального формообразования является не изолированной, а составной частью формирования музыкального тезауруса школьников в целом. Его характерной особенностью является постепенное освоение и закрепление понятий касающихся этой сложной области музыкознания. Помимо проблемы введе ...

Содержание программы физического воспитания в школе, основанной на игре «волейбол»
Волейбол входит в программу по физической культуре в школе и является одним из средств решения основных задач физического воспитания учащихся: укрепления здоровья, формирования двигательных навыков и умений, развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости. Волейбол как базовый вид спорта нашей программ ...

Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему РФ
Интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Исследования показывают, что интегрированное обучение может быть эффективным для ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru