Для того чтобы поддерживать инициативность, сначала необходимо определиться – что именно необходимо поддержать и как определить, имеются ли какие-либо продвижения.
Сначала рассмотрим данное понятие в словарях:
1) Инициативный
1. Обладающий инициативой, предприимчивостью.
2 Сделавший почин в каком-нибудь деле, проявивший инициативу в чем-нибудь (словарь Ушакова).
А в большой советской энциклопедии есть даже нужное нам определение инициативности:
Инициативность – качество человека, предприимчивость, умение предпринять что-нибудь в нужный момент, находчивость и практичность.
Инициативность – это качество человека или, как я думаю присвоенная, перенесенная внутрь инициатива. Таким образом, инициативность не исключение из теории интериоризации Л.С. Выготского.
Но понятие инициативности не исчерпывается определением словаря, необходимо обратиться к специализированным областям знания.
В рамках образовательного пространства школы Борис Иосифович Хасан обозначает проблему переноса феномена детской инициативы за рамки учебных предметов (где, по его мнению, приобретается способность к инициативе). И это необходимо учесть и в вопросе развития инициативности как качества в рамках детского дома. По мнению Бориса Иосифовича, в настоящее время в школах есть 2 ярких примера предоставления возможности проявить инициативу: самостоятельные и творческие работы. Но начинание такого рода работ побуждается учителем. Для меня очевиден первый вывод: если это качество есть результат присвоения внешних взаимоотношений, то инициативность – это самостоятельное побуждение ребенка, он сам дает себе сигнал к началу. Как бы в подтверждение этого он говорит о том, что детская инициатива на самом деле не подражание взрослому, а сопротивление его подобию. «Ребенок строит свои собственные нормы действования и иные отношения со взрослым». По моему мнению, сопротивление здесь не обозначает бунт, это обозначает желание проявить себя и создать свое собственное. Хасан утверждает, что форма проявления инициативы не дана взрослому, так как она также является продуктом самого ребенка, то, как и где он ее проявит невозможно заказать, иначе это не будет инициативой. В своей статье он говорит и о создании инициативности.
Уманский противопоставляет понятию инициативность (предприимчивость) – только исполнительность. Таким образом инициативность им понимается как некоторого рода независимость.
Инициативность как качество входит в структуру личности организатора. В развитии инициативности важен такой вопрос как направленность этой самой инициативности. И он поддерживает идею о возможности создания условий для складывания инициативности, в частности, направляя это самое складывание. Направлять инициативность можно предлагая широкую сферу деятельностей, в рамках которой ребенок будет проявлять инициативность. Если же разнообразие не достаточно, ребенок сам найдет деятельность, которая бы отвечала его интересам, и не факт, что она будет социально одобряемой, учитывая, например, доминирующий интерес подростка к острым ощущениям и неизведанному.
Ильин рассматривает инициативность как одно из волевых качеств, требующих внутреннего приказа. Опять же внутреннее, собственное качество, которое контролирует поведение, которое проявляется в поведении.
Теперь попробую подвести итог и обозначить окончательный вариант понятия инициативность.
Инициативность – интериоризированное качество человека, предприимчивость, умение предпринять что-нибудь в нужный момент, находчивость и практичность, позволяющее ему проявлять инициативу, быть независимым, строить свою собственную систему отношений и жизнедеятельности.
Педагогические заметки:
Теория профориентации
Цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сам профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют ...
Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно ролевыми
играми дошкольников
Проблемы сюжетно-ролевой игры оказались в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Основой развития теории и практики сюжетно-ролевой игры стали положения об игре как целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания описывающие сюжетно-ролевую игру, единоду ...
Телекоммуникационные проекты: организация и проведение
Пришло время рассмотреть вопрос о специфике телекоммуникационных проектов. Мы успели ознакомиться с компьютерными телекоммуникациями и с глобальной сетью Интернет. Теперь вам знакомы возможности этой сети и телекоммуникаций, которые могут быть с успехом использованы в педагогическом процессе; вы зн ...