Помощь взрослого нужна подросткам в зоне ближайшего развития новой способности; тогда, когда они в принципе готовы освоить что-то новое, но еще не могут разобраться в этом новом самостоятельно.
Для нормального развития подростков необходимы определенные условия:
1) информация о современной жизни; они имеют право и должны получать достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросам, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т.д.);
2) сочетание свободы и ответственности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;
3) принятие себя (своего физического Я, характера, особенностей, эмоций и т.д.);
4) обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства).
Психологи (Л.С. Выготский и др.) выделили основные группы главных интересов подростков. К ним относятся: эгоцентрическая доминанта – интерес к собственной личности; доминанта усилия – тяга подростков с сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т.д.; доминанта романтики – стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму. Продолжение этих изменений в подростковом возрасте мы находим в трудах Д.Б. Эльконина, который выделил симптомы развития. К ним относится возникновение трудностей в отношениях со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке их успехов, уход из школы, уверенность в том, что все самое интересное происходит вне школы и т.д.). Подростки начинают вести дневники, тайные тетради, в которых они свободно, независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства. Появляются особые детские компании (поиски друга, кто может понять), что приводит к возникновению неформальных подростковых сообществ.
Также большинство ученых сходятся во мнении, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, общественно-полезная деятельность или общественно-одобряемая.
Именно в ней подросток реализует себя, свои знания и умения, проявляет инициативность. Выготский отмечает, что инициативность складывается только в инициативной деятельности, основанной на самоуправлении.
В последние годы, как уже говорилось, резко увеличивается количество детей, оказавшихся при живых родителях в детских домах, школах интернатах, приютах, центрах и т.д. Ребенок, воспитывающийся вне семьи, если живы его родители, – явление противоестественное.
Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, имеют специфику психологического развития, которая не может быть определена по критерию нормы и патологии. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути. У него формируются специфические черты характера, особое поведение, отличительное личностное развитие; при этом нельзя говорить о том, лучше или хуже оно, – оно просто другое.
Дети, лишенные родительского попечительства имеют не простые отклоняющиеся показатели в психическом, физическом и поведенческом развитии. У них часто выявляется задержка в психическом развитии, нарушения в эмоциональной сфере, самосознании. Они, как правило, не умеют продуктивно общаться, что влечет за собой доминирование защитных форм поведения, таких как неадекватная лояльность, агрессивность (например, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать вину).
Отсутствие позитивных образцов проживания в семье приводит к искаженным формам идентификации и обособления как основных механизмов развития личности ребенка. Не случайно воспитанники детских домов нередко имеют серьезные проблемы во взрослой самостоятельной жизни. Низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает у них потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость, порой сентиментальность и некритичный альтруизм в сочетании с переоценкой собственных возможностей, самоуничижением, компромиссным поведением делают их порой неуспешными, толкают в группы социального риска.
Педагогические заметки:
Роль и место чтения в обучении иностранным языкам.Чтение как средство
обучения
Чтение является и целью, и средством обучения иностранному языку. В учебном процессе следует четко различать эти его две функции, так как она определяют методическую организацию всей работы. Чтение как цель обучения. Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из прак ...
Методы педагогической коррекции тревоги у детей с умственной отсталостью
Как мы уже сказали выше тревога является эмоцией, однако для того что бы скорректировать высокий уровень тревожности у детей с умственной отсталостью в степени дебильность необходимо проводить коррекционную работу в разных направлениях: корректировать эмоционально-волевую сферу ребёнка, его характе ...
Личностно-ориентированные технологии в школьном курсе информатики
В настоящее время в зарубежной педагогике все больше склоняются к холистическому подходу к образованию (holistic edication, Рон Миллер, Дж. Макс Винго). Основной идеей этого подхода является концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, г ...