Возрастные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома

Информация о педагогике » Социально-педагогические условия поддержки инициативности у подростков в детском доме » Возрастные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома

Страница 5

Школьники открыто выражают свое стремление к самостоятельности, протест против контроля и опеки, в интернате в качестве ценности выделяется прямо противоположное – признание необходимости контроля над собой.

Похвала подростками, воспитывающимися в детском доме воспринимается отрицательно. Такое явление называется дискомфортом успеха – человеку важнее сохранить привычное отношение к себе, пусть даже отрицательное, чем иметь неопределенное, спутанное представление о себе.

Контакты со сверстниками выражены слабо, однообразны, малоэмоциональны и сводятся к простым обращениям и указаниям. В основе отставания лежит отсутствие эмпатии, т.е. сочувствия, сопереживания, умения и потребности разделить свои переживания с другим человеком. В то же время для воспитанников детских домов характерен феномен чувства «Мы».

Чем старше дети, тем чаще в интернате мы встречаемся с поисками отрицательной зависимости. Воспитатели и учителя культивируют эмоциональную зависимость (рассматривая ее как проявление любви) и максимально используют ее в процессе обучения и воспитания.

Для улучшения системы отношений между воспитанниками и взрослыми в учреждениях интернатного типа требуется вести настойчивую и последовательную работу с детьми по развитию самостоятельности в широком диапазоне: от способности самому планировать и выполнять бытовые и учебные задания до чувства личной автономии.

При работе с подростками группы риска следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности.

Понятие «беспомощности» рассматривается нами как то состояние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков группы риска это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками: невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями.

Мысль об изначальном проявлении состояния беспомощности имеется у З. Фрейда, который считал, что, например, разлуки и утраты приводят к накоплению напряжения, возбуждения, с которыми субъект не может справиться, к состоянию «внутренних опасностей», беспомощности, невозможности противостоять ситуации и в конечном итоге отказу от борьбы.

Изучением беспомощности у детей и подростков занимались И.С. Коростелева, В.С. Ротенберг и В.В. Аршавский, а также зарубежные исследователи.

По мнению многих ученых, беспомощность подростков вызывается переживанием неудач, травм, отказом от поисков или наличием неконструктивных способов решения проблем и т.д.

Проявление беспомощности можно наблюдать при реагировании подростков на переживаемую значимую ситуацию или ее последствия, что выглядит следующим образом:

А) как стереотипная деятельность, неадекватная конкретной ситуации;

Б) как перебор стереотипных действий (неконструктивных способов поведения и деятельности, не приносящих результата);

В) как отказ от выполнения деятельности, сопровождающийся апатией, депрессией;

Г) как состояние оцепенения, плач и т.д.;

Д) как перенос или смещение цели на другую.

В подростковом возрасте культурные ограничения касаются поисковой активности в социальной жизни. Реакция на ограничения поведения, деятельности (в том числе на наказание, например, по закону) может приводить к состоянию беспомощности у подростков, что выражается в апатии, депрессии и т.д.

Переживание беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека, разлуку с ним и т.д. В данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представлений о будущем: «Как я теперь буду жить?», «Что мне делать одному в этом мире?», «Кому я нужен на земле?» и т.д.

Подросток без родительского попечения обвиняет в том, что не получилось внешние обстоятельства или других людей, что является характерным именно для них.

Самоидентичность, чувство Я, формируется у человека очень рано, в первые месяцы жизни, причем у воспитанников детских учреждений этот процесс протекает иначе, чем у «семейных» детей. Не возникает чувства идентичности в силу смены отношений к нему взрослых постоянно меняющихся.

Во всех экспериментальных пробах у детей из детских домов и школ-интернатов проявилась ярко выраженная зависимость от взрослого. В подростковом возрасте зависимость ярко проявляется в особенностях становления Я, самосознания и самооценки. В основном ориентированы на оценку окружающих, причем считают, что она изначально негативна.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Изучение особенностей социально-психологической дезадаптации младших подростков
Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ СОШ с. Сеченово. Целью нашего исследования явилось изучение социально – психологической дезадаптации младших подростков. В исследовании принимали участие 36 подростков, в экспериментальную группу вошло 18 человек 5 «А» класса, а в контрольную г ...

О возможности применения векторных многоугольников для решения физических задач
Применение векторных способов, требующих знания основ тригонометрии (в частности, теорем синусов и косинусов), для решения задач механики в непрофильном 9 классе базовой школы вряд ли эффективно в силу недостаточной математической подготовки учащихся. Эти способы рассчитаны на учащихся классов с уг ...

Внедрение новых образовательных технологий, как элемент повышения качества образования
Решение стратегической задачи совершенствования технологий повышения качества образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям: 1) реализация ПНПО как механизма системных изменений и инновационных преобразований в регионе. Реализацию настоящих мероприяти ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru