Возрастные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома

Информация о педагогике » Социально-педагогические условия поддержки инициативности у подростков в детском доме » Возрастные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома

Страница 3

Приходится констатировать, что в условиях интернатных учреждений формируется скорее стереотипная социальная единица, выраженный конформист, ориентирующийся более на групповые ценности, чем на уникальную личность.

Анализируя причины такого положения, следует заметить, что серьезной помехой является бессистемность, отсутствие осознанных целей и четко сформулированных задач в организации воспитательного процесса в интернатных учреждениях. Нацеленность некоторых администраций на создание бытовых условий проживания воспитанников, увлеченность многих коллективов педагогикой несогласованных между собой мероприятий, направленность воспитателей не на развитие, а на принудительную дрессуру и внешнюю дисциплину влечет за собой, как правило, частичные изменения и улучшения, но не решает проблемы воспитания в целом.

Самым существенным недостатком многих педагогических коллективов интернатных учреждений в организации воспитательного процесса, на наш взгляд, является не знание или игнорирование психологических закономерностей и особенностей развития ребенка в онтогенезе. Воспитанники, как правило, являются объектами, а не субъектами педагогического воздействия. Им не предоставляются условия для проявления активности, самостоятельности, инициативности.

У каждого ребенка своя зона его актуального и ближайшего развития – психического, физического, интеллектуального, нравственного и т.д., направленного на формирование высших психических функций. У каждого своеобразный, присущий только ему, индивидуальный сплав потребностей, интересов, эмоций, иерархия мотивов и ценностей. Опора на это своеобразие, предоставление возможностей для проявления активности, самостоятельности, направленности в индивидуальной зоне ближайшего развития ребенка является ключевым стержнем программы самовоспитания. Воспитанник, исходя из своих возможностей, темпа усвоения, потребностей и интересов самостоятельно выбирает индивидуальный маршрут своего развития. Он сам определяет, каким разделам отдать предпочтение, каким образом преодолеть себя для достижения поставленных перед ним целей (Ярулов).

В детских домах и школах-интернатах сосредоточен весьма специфический контингент детей, которые отличаются, с одной стороны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой стороны, ярко выраженным депривационным синдромом.

Всем воспитанникам таких учреждений в целом присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: неумение вести себя за столом, отсутствие навыков гигиены, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, отсутствие ценностных ориентаций, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).

Характеристика современных детей группы риска в подростковом возрасте дает малооптимистичную картину, но специалист, работающий с ними, должен уметь четко видеть перспективы их будущего и помочь им сделать первые шаги к изменению себя. По данным социологических и психологических исследований, подростки группы риска имеют следующие особенности:

· отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность в жизни); они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;

· проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;

· эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия;

· среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором – материальное благополучие, на третьем – здоровье; в то же время эти ценности представляются подросткам недоступными; высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса;

· «подкрепление» потери ценности образования для подростков группы риска – те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел (имеет машину, гараж и т.д.); о реальных путях достижения таких «ценностей» подростки не задумываются;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей младшего школьного возраста
Для того, чтобы выявить зависимость развития воображения от воспитания и обучения было организовано и проведено исследование на базе 2 «А» класса МОУ СОШ №163 г.Зеленогорска Красноярского края в количестве 20 человек, из них составили: 10 человек – экспериментальную группу (ЭК); 10 человек - контро ...

История канадской образовательной системы
Первые канадские школы, которые были созданы по религиозным указам Французской Католической Церкви, датируются началом семнадцатого века. Высшее образование появилось в 1635 году в Квебеке. После передачи Канады из французской под британскую юрисдикцию в 1763 в системе образования начало выявляться ...

Методы диагностики по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
В первой главе мы теоретически обосновали педагогические условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что уровень развития те ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru