Целью констатирующего этапа эксперимента являлось выявление особенностей развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения.
В процессе проведения констатирующего эксперимента перед нами стояли следующие задачи:
1) определение уровня развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения;
2) выявление особенностей развития мыслительных операций у исследуемой категории детей: способности устанавливать причинно-следственные связи, понимать смысл ситуации.
Диагностическое исследование проходило в МБДОУ «Детский сад №137 компенсирующего вида» города Чебоксары Чувашской Республики.
В эксперименте участвовало 10 детей 6–7 лет. Дети были условно разделены на 2 подгруппы по 5 человек – экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ).
Для решения цели и задач мы использовали два диагностических задания: «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» и «Исключение слов», представлены Р.С. Немовым .
Методика 1 «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»
Данная методика
была направлена на выявление уровня сформированности мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения.
Для эксперимента было подобрано 20 вопросов.
Задание предъявлялось индивидуально. Мы начинали, лишь убедившись, что у испытуемого было желание выполнить задание.
Детей просили внимательно прослушать вопрос и ответить на него.
Обработка результатов: за каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получал по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он мог получить в этой методике, равно 10.
Оценка результатов работы с этой методикой производилась следующим способом:
8 – 10 баллов – высокий уровень,
4 –7 баллов – средний уровень,
2 – 3 баллов – низкий уровень.
Правильными считались не только те ответы, которые соответствовали приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.
Таблица 1 – Распределение испытуемых по уровням развития мыслительных операций (на основе методики «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»)
|
Группа |
Уровень | |||||
|
высокий |
средний |
низкий | ||||
|
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% | |
|
экспериментальная |
- |
- |
2 |
40 |
3 |
60 |
|
контрольная |
- |
- |
1 |
20 |
4 |
80 |
Из данных, приведенных в таблице 1 видно, что детей с высоким уровнем развития мыслительных операций в обеих группах нет. Наибольший процент составили дети с низким уровнем развития мыслительных операций. Испытуемых со средним уровнем развития мыслительных операций – 40% и 20% соответственно.
Педагогические заметки:
Методы педагогической коррекции тревоги у детей с умственной отсталостью
Как мы уже сказали выше тревога является эмоцией, однако для того что бы скорректировать высокий уровень тревожности у детей с умственной отсталостью в степени дебильность необходимо проводить коррекционную работу в разных направлениях: корректировать эмоционально-волевую сферу ребёнка, его характе ...
Задачи и структура университета
Основными задачами Университета являются: 1. Удовлетворение потребности органов внутренних дел в высококвалифицированных специалистах и научно-педагогических кадрах высшей квалификации, сочетающих глубокие профессиональные знания с необходимыми профессионально-нравственными и моральными качествами, ...
Аудирование как вид речевой деятельности
Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и распознавание речевого сообщения на слух. В условиях естественного речевого общения удельный вес этого вида речевой деятельности очень велик, если иметь в виду воздействие на современного человека таких средств массово ...