Из таблицы видно, что высокого уровня в экспериментальной группе нет, 20% испытуемых имеют средний уровень; у 80% детей низкий показатель.
В контрольной группе, после проведения следующие результаты: 40% – средний, низкий уровень у 60% детей.
В ходе проведенного качественного анализа экспериментальной группы детей по методике «Исключение слов» выявили следующее.
Большинство детей затруднялись в выборе слова, которое надо было исключить. Большинство детей в обеих группах не справились с заданием. Это испытуемые с низким уровнем обобщения и вербально-мыслительных операций.
При выполнении этой методики у детей с низким уровнем отмечены трудности следующего характера: в большей части заданий они ограничивалась описанием отдельных предметов, пытались угадать верные решения, так например Роман Ж. (ЭГ) при прочтении ему четвертой серии слов – лодка, тачка, мотоцикл и велосипед, был очень удивлен, и сказал: «Здесь нет лишнего слова, на них на всех можно кататься», а после напоминания ему, что должно быть лишнее слово, он сказал: «Ну, тогда наверно – тачка»; ему также не удалось подобрать обобщающее слово. Дети не смогли дать объяснения своим действиям и сделанному выбору. Характерным для данной категории участников эксперимента явилось длительное перебирание слов, которые они говорили по несколько раз.
Детей со средним уровнем обобщения в обеих группах оказалось меньше, чем детей с низким уровнем. Дети находили лишнее слово, но высказывания испытуемых были импульсивны, хаотичны, на вопросы они отвечали односложно, часто самостоятельно не могли подобрать обобщающего слова. Один проводил обобщение на конкретном уровне, предлагая иногда ситуационное увязывание группы предметов. Павел С.ЭГ) и Андрей Б. (КГ) делали обобщения на категориальном уровне: животные и насекомые, фрукты и овощи.
Таким образом, результаты выполнения этой методики свидетельствуют о низком уровне развития мыслительных операций у большинства детей.
При обработке результатов диагностики для каждого ребенка подсчитывалась сумма баллов, полученных за выполнение отдельных методик, и средняя балльная оценка за 2 методики в целом.
Высокий – 5–6 баллов
Средний – 3–4 баллов
Низкий – 1–2 баллов
Наглядно результаты распределения испытуемых на итоговом уровне развития мыслительных операций можно представить на рисунке 1.
Рисунок 1 – Итоговые показатели развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения на констатирующем этапе
Из данных, представленных на рисунке, видно, что в обеих группах у большинства детей выявлен низкий уровень развития мыслительных операций, по 30% детей со средним уровнем.
Обобщая результаты проведенного эксперимента можно заключить следующее: несмотря на то, что эксперимент должен был осуществляться ребенком самостоятельно, для детей были необходимы дополнительные указания. Как следует из описаний детьми действий, которые они собираются совершать, дети понимают задачу и хорошо представляют конечную цель. Но при этом иногда возникают проблемы в представлении детьми системы действий, которая должна привести к осуществлению поставленной цели.
Дети проявили активный интерес к исследовательской работе, т.к. в этом возрасте любопытство является способом познания окружающего мира. С ними было легко и весело работать. Это был очень интересный и весьма занимательный опыт.
Для всех детей как экспериментальной, так и контрольной групп свойственна трудность принятия и понимание заданий. Лишь немногие дошкольники могли самостоятельно, без оказания помощи выполнить предложенные задания.
В целом дети 6–7 лет с нарушениями зрения не обладают полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии мыслительных операций, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, установлением причинно-следственных связей.
Педагогические заметки:
Особенности применения уроков оригами в общеобразовательном процессе,
влияющие на психолого-физиологическое развитие младших школьников
Чаще всего оригами преподают детям в детских садах, начальной школе и различных кружках домов творчества. Возможна также работа в частных группах. Задачей таких занятий является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а развитие у детей целого ряда способностей и навыков ...
Описание исторических картин учащимися
Большое значение для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории в 5-7-х классах имеет правильное использование наглядного материала, который помогает создавать конкретные представления об исторических событиях далекого прошлого. Проведенные исследования показывают, что особо важн ...
Педагогические условия самореализации учащихся в
музыкальной деятельности
Принимая во внимание факт значимости роли самого субъекта в протекании процессов "само" считаем учесть и положение об объективной их внешней заданности, определяющей в каком пространстве/среде, где, при помощи каких способов и при влиянии каких факторов происходит данный процесс. Это прив ...