Технология работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне

Информация о педагогике » Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне » Технология работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне

Страница 3

Методологические принципы: объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность может привести к якорному (дотошное исследование, но в каждом новом факте социальный педагог видит подтверждение сложившегося стереотипа) или замковому (из-за стереотипов наклеивается ярлык, делаются ранние необъективные выводы о семье, и социальный педагог останавливает диагностическое исследование) эффекту; множественность источников информации; достоверность информации; клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).

Этнические принципы: конфиденциальность; степень открытости – право клиента; невмешательство в частную жизнь.

На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:

- наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояния психики клиента);

- беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);

- анкета (письменный опрос);

- тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).

Широко используются в диагностике:

1. Шкальные методики. Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на который ион должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу. Этот показатель можно сравнить только с показателями этой же семье в другой момент времени. Методика позволяет переводить качественные характеристики в количественные и может широко использоваться социальными педагогами, так как это один из немногих простых в применении и устраивающих семью способов определения эффективности работы;

2. карточные методики – набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Семье дается задание расположить карточки по времени – настоящее, прошлое и будущее. Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчает работу с людьми, имеющими затруднения в общении (мигранты, замкнуты), оказывает успокаивающие действие;

3. проективные методики – разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание);

4. ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений;

5. экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом;

6. анализ документации. Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов – важная часть работы социального педагога, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов;

7. метод социальных биографий – сбор информации об истории жизни человека и его семьи. Исследуются личные беседы, опросы родственников, переписка, семейные альбомы, прием генограммы семьи. Этот метод используется в работе с теми клиентами, проблемы которых берут начало в семье, традициях.

В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.

Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация – это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.

Цикл социально-педагогической помощи семьям, использующим физические наказания детей, включает в себя все компоненты помощи:

- Знакомство, оценка проблемы;

- Планирование работы;

- Выполнение намеченных действий;

- Подведение результатов.

Фазы цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой характер, так как взаимодействие с клиентом будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Семья как фактор воспитания и социализации личности
Семейное воспитание (то же самое — воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достиже­ния желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Пробле­мы семейного ...

Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему РФ
Интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Исследования показывают, что интегрированное обучение может быть эффективным для ...

Типовое разнообразие интегрированных уроков биологии и химии
В интегрированных уроках используются общие классические типы и формы преподавания. Однако имеются и некоторые отличия. Рассмотрим типы и формы интегрированных уроков. Урок формирования новых знаний Уроки формирования новых знаний конструируются в формах: урок лекция; урок-путешествие; урок-экспеди ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru