– Проведение занятий по постановке, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков.
1) Подготовительный этап: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению нужного звука. Работа ведется по нескольким направлениям:
-формирование точных движений органов артикуляционного аппарата и направленной воздушной струи, т.е. подготовка речевого и дыхательного аппаратов к дальнейшей работе.
-Развитие фонематических процессов для дальнейших этапов в работе над звуками. Это способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков анализа и синтеза слов и более быстрой и эффективной работе при постановке и автоматизации нарушенных звуков.
2) Постановка звука
: необходимо добиться правильного звучания изолированного звука. Проводится на базе навыков, сформированных на подготовительном этапе. Здесь проводится первичная постановка звука (объясняется правильный артикуляционный, и акустический образ звука, выделение звука среди других звуков, слогов, слов).
3) Автоматизация звука
: проводится с целью правильного звукопроизношения звука во фразовой речи. Постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребёнка.
4) Дифференциация звуков
: научить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и самостоятельной речи.
«Скажи наоборот».
Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком С и Ш. ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, изменяя звук в слоге: са – ша, су – шу, асу – ашу, асо – ашо.
Артикуляционные упражнения для группы свистящих звуков:
- «загнать мяч в ворота»
– выработка длительной, направленной воздушной струи.
- «наказать непослушный язык»– выработка умения, расслабив язык, удерживать его широким, распластанным.
-«лопаточка»
– выработка умения удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
-«почистим зубки»
– научить детей кончиком языка совершать движения из стороны в сторону.
Артикуляционные упражнения для группы шипящих звуков:
- «наказать непослушный язык»– выработка умения, расслабив язык, удерживать его широким, распластанным.
-«лопаточка»
– выработка умения удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
-«грибок»
– выработать подъем языка вверх, растягивая подъязычную уздечку.
-«вкусное варенье»
– выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
-«гармошка»
– укрепление мышц языка, растягивание подъязычной уздечки.
Артикуляционные упражнения для группы соноров:
– «наказать непослушный язык»– выработка умения, расслабив язык, удерживать его широким, распластанным.
-«вкусное варенье»
– выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
- «загнать мяч в ворота»
– выработка длительной, направленной воздушной струи.
-«маляр» –
отработка движений языка вверх и его подвижности.
-«лошадка»
- укрепление мышц языка и выработка подъема языка вверх.
В) проведение закрепления навыка чистого произношения в обиходной речи.
Сначала темп речи замедляется; постепенно он нормализуется, и внимание больного направляется на выразительность речи. Постоянный контроль за речью ребенка сначала осуществляется логопедом, а потом родителями и лицами, окружающими ребенка дома и в школе. Периодически логопед консультирует ребенка.
Стоит отметить важность и необходимость участия родителей в коррекционном воздействии, поскольку в домашних условиях именно они должны осуществлять проведение необходимой коррекционной работы. Сначала они должны контролировать только отработанный с логопедом и заученный ребенком материал (по тетради), постепенно они привлекаются к контролю за повседневной речью ребенка. Позднее выделяется специальное время для разговора с ребенком или заучивания каких-либо текстов. Так постепенно родители переходят к систематическому контролю за речью ребенка.
Учитывая данные рекомендации, можно спланировать следующее содержание коррекционной работы для обследуемых дошкольников:
Педагогические заметки:
Характеристика особенности младшего школьника
Для того что бы применять игровой метод важно знать психологическую характеристику каждого возраста, что бы правильно и эффективно выбрать игровой метод. Одним из ученых, занимающихся психологической характеристикой младшего школьника была Негневицкая Е.И., она считала что, для того чтобы успешно р ...
Педагогические условия формирования музыкального
тезауруса школьников средних классов
Изучение тезауруса музыкального формообразования является не изолированной, а составной частью формирования музыкального тезауруса школьников в целом. Его характерной особенностью является постепенное освоение и закрепление понятий касающихся этой сложной области музыкознания. Помимо проблемы введе ...
Создание условий ДОУ для полноценной подготовки детей к обучению в школе
Центральной задачей подготовки детей к школе, наряду сохранением и укреплением здоровья, является обеспечение их своевременного полноценного психологического развития. Базовое звено дошкольного образования – ДОУ, модернизация которого предполагает достижение нового качества дошкольного образования: ...